РИМ, 7 ноября. /Корр. ТАСС Вера Щербакова/. Выставка "Эйзенштейн. Революция образов" открылась во флорентийской галерее Уффици. Как пояснил на состоявшемся во вторник вернисаже директор Уффици Айке Шмидт, выступивший одним из кураторов экспозиции, она приурочена к 100-летию Октябрьской революции.
Как Шмидт пояснил в беседе с корреспондентом ТАСС, идея проекта и его реализация была воплощена совместно с Российским государственным архивом литературы и искусства и Музеем изобразительных искусств имени Пушкина. "После уникальной выставки "Рафаэль. Поэзия образа" в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, с которым мы подписали соглашение о сотрудничестве, родилась идея этой выставки. Мы пошли в Архив литературы и искусства, где встретились с главным исследователем творчества Эйзенштейна Наумом Клейманом и выработали концепцию", - рассказал Шмидт.
По его словам, наибольший интерес вызывает обновленный артистический язык Эйзенштейна, визуальное отражение революции. В залах Уффици представлены как его рисунки, так и эпизоды из его фильмов, которые проецируются на стены. "В основе экспозиции "эйзенштейновский" монтаж, - пояснил Шмидт. - С одной стороны, большое кино, которое несет общественную коммуникативную функцию, с другой - его персональные теоретические размышления, зафиксированные в рисунках".
"Революционный" Эйзенштейн и Возрождение
Еще одна причина, по которой именно режиссер был избран для выставки о революции, это отражение в его творчестве и его связь с итальянским искусством Средневековья и Возрождения. "В своем киноязыке Эйзенштейн обращается и цитирует изобразительное искусство Италии, произведения которого есть в нашем музее. Для "Александра Невского" он взял совершенно конкретное произведение - "Битва при Сан-Романо" Паоло Учелло (1397 - 1475), другие фильмы вдохновлены техникой повествования Джотто (1266 - 1337), который тоже представлен в нашей коллекции. Многие его рисунки отсылают к Леонардо да Винчи, поскольку помимо художника он был исследователем, это важный аспект для становления Эйзенштейна", - считает Шмидт.
Таким образом, Эйзенштейн побывал-таки во Флоренции, о чем всегда мечтал при жизни, но так и не смог приехать. "Для нас эта выставка - также "революционный" шаг в новом направлении, поскольку до сих пор в Уффици не было экспозиций, посвященных кинематографу", - заключил директор прославленного музея.
Эйзенштейновский цикл не ограничивается только выставкой во Флоренции, которая неслучайно открылась 7 ноября и продлится до 7 января будущего года. Так, с 6 ноября в кинозалах Италии при участии Фильмотеки Болоньи (Cinoteca di Bologna) начался показ полной отреставрированной версии "Броненосца "Потемкина", знаменитого фильма Эйзенштейна 1925 года. Кроме того картина выпущена на DVD. В Болонье запланировано проведение международной конференции, посвященной Эйзенштейну с участием Клеймана, а также полная ретроспектива его картин, начиная с первых "немых" лент и заканчивая третьей незавершенной частью "Ивана Грозного" (1946).