101 год назад, 5 декабря 1916 года, родилась Вероника Дударова — первая российская женщина-дирижер. Да что там, и на сегодняшний день единственная.
Фигура в нынешнем понимании совершенно не медийная. Ни скандалов, ни громких заявлений, ни какой-никакой интриги, за которую можно было бы зацепиться въедливому биографу. Но при этом судьба такая, что сразу понятно: да, невероятная. Подтверждения? Их долго искать не нужно. Вот хотя бы: имя Вероники Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннесса — шутка ли, более 50 лет проработать с крупнейшими оркестрами мира.
Все ее решения в жизни выверены, словно бы никогда она не мучилась сомнениями.
Родилась в Баку, в осетинской семье. Мама, как теперь принято говорить, домохозяйка. Отец — инженер-нефтяник. Но важно не это, а вот что: уже с пяти лет Вероника обучалась игре на фортепиано в детской музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, следом — в музыкальном училище при Ленинградской консерватории. Так что стоит ли удивляться, что, переехав в 1937 году в Москву, юное дарование отправилось поступать в консерваторию уже Московскую.
Говорят, для экзаменационной комиссии это был шок. Вот сидят они — мэтры Лео Гинзбург и Николай Аносов. Вот заходит она — невысокая худенькая брюнетка, с порога решительно заявляющая о своем желании быть дирижером. И это при том, что до нее женщин в этой профессии в мире было всего две — Жанна Эврар и Надя Буланже. А в Советском Союзе такое и вовсе представить было невозможно без наводящих вопросов.
Вот вопросы и посыпались: мол, кто такая, зачем, отчего именно этот факультет, отчего бы не пойти на фортепиано поучиться поиграть?
Что ответила? Да вот что: "Я не помещаюсь на фортепиано". И добавила, увидев растерянность что Гинзбурга, что Аносова: "Я слышу музыку исключительно от оркестра. Лучше всего — от симфонического".
Может, снова говоря современным языком, выпендривается? Может, конечно. Вот преподаватели и просят абитуриентку продемонстрировать свои умения. В наличии имеются: пианино и виолончель, ноты симфонии Моцарта, музыканты и она, экзаменуемая Дударова с дирижерской палочкой в руках.
Палочку эту, однако, она откладывает спустя несколько минут, объясняя: музыканты играют поверхностно, не понимая сущности этой музыки. Еще несколько минут спустя она становится студенткой.
От наглости ли это? Откуда там наглость, у этой девушки из кавказской семьи. Скорее уверенность в себе и выбранном жизненном пути. Дударова настолько уперта, что в 1941-м она отказывается уезжать из Москвы в эвакуацию, остается в городе и продолжает репетировать.
В 1944-м, когда в столицу из эвакуации возвращается Центральный детский театр, дебютирует в нем в качестве дирижера. Не бог весть пока что, всего тридцать музыкантов. Но Дударова, все еще студентка консерватории, берется за дело со всей серьезностью.
Серьезность была замечена: через год Вероника Дударова становится ассистенткой главного дирижера оперной студии Московской консерватории. Еще несколько лет, и она — дирижер, а после — худрук Московского государственного академического симфонического оркестра.
"В России, например, я единственная женщина-дирижер и руководитель симфонического оркестра, — говорила она позже. — Человек, который стоит за пультом, должен решать много проблем, быть очень волевым и самое главное — иметь талант. В этом смысле между женщиной и мужчиной нет никакой разницы".
"Дударова опровергла своим искусством мнение, что дирижирование — мужская профессия, — подтверждал и экс-министр культуры РФ, профессор столичной консерватории Александр Соколов. — Она первой в нашей стране встала за дирижерский пульт и добилась выдающихся успехов на этом поприще".
Из официального: за годы управления оркестром Вероника Дударова исполнила и записала огромное количество произведений разного репертуара, от музыки барокко до современной симфонической. Она осуществила первые записи произведений таких композиторов, как Свиридов, Хачатурян, Хренников, Эшпай, Щедрин, Таривердиев, Шнитке, сотрудничала с выдающимися исполнителями: Спиваковым, Коганом, Гергиевым, Крайневым, Кремером, Плетневым.
Из неофициального: ее называли "огненным дирижером", "железной Вероникой", "Чингисханом в юбке". И с восторгом рассказывали о невероятном упорстве и силе воли. Вспоминали, например, историю, случившуюся с ней в Андорре в 1993 году: во время одного из выступлений Дударова так увлеклась, что упала с пульта. И не вставая с пола, лежа, улыбаясь, продолжила дирижировать, чтобы не создавать паузы, не помешать оркестру. Тогда зал буквально взорвался от восторга.
Восторгались ею и газеты. В 1986-м испанская La Vanguardia писала: "Само присутствие в зале Московского оркестра стало событием, особенно потому, что за пультом женский авторитет, сила и темперамент. Вероника Дударова ведет оркестр скрупулезно, с полной отдачей своей профессии. Кисти ее рук настолько отзываются на музыку, что, кажется, она ими вычерчивает мелодическую линию. Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши".
Дударова, конечно, тяжело переживала, когда в эпоху перестройки ей, 75-летней, пришлось оставить свой оркестр. Могла на все плюнуть. Могла взять и уехать в любую страну мира.
Но признавалась: "В свое время меня называли лягушкой-путешественницей, потому что я очень любила путешествовать и объездила много стран и континентов. Я даже стала записывать названия стран и городов, где побывала, чтобы не забыть. Но сколько бы меня ни приглашали в другие страны, я всегда говорю, что никогда в жизни никуда из России не уеду. Я ее очень люблю. Она мне дорога и как место моего рождения, и как место моего формирования. Всему, что умею, я научилась именно в России".
Она не опустила руки ни в прямом, ни в переносном смысле. В 1991 году Дударова создала новый симфонический оркестр России, собрав под свое крыло 110 музыкантов.
Вероника Дударова умерла 15 января 2009 года на 92-м году жизни. За 23 года до этого ее именем была названа одна из малых планет. И это тот случай, когда подобный жест не выглядит чрезмерным: быть звездой было бы для нее слишком пошло, а вот планетой — в самый раз.
Владимир Борисов