28 июля стало известно о смерти советского и российского писателя Владимира Войновича. Ему было 85 лет. Соболезнования и воспоминания о писателе — в материале ТАСС.
"Одна из самых главных утрат для литературы 60-х"
Президент Русского ПЕН-Центра, писатель Евгений Попов назвал уход из жизни Владимира Войновича одной из самых главных утрат для литературы 1960-х годов. Об этом он заявил в субботу в беседе с ТАСС.
"Для меня это страшная неожиданность, страшная новость, - сказал Попов. - Это одна из самых главных утрат для литературы 60-х годов, я думаю, что даже последняя утрата, потому что от блестящей плеяды: Аксенов, Ахмадулина, Евтушенко, Вознесенский - оставался только Войнович. Его теперь нет".
"Он был личностью, эпохой, человеком"
Глава Фонда Достоевского, писатель Игорь Волгин убежден, что поэзия Владимира Войновича была символом космической эпохи. Об этом литературовед рассказал корреспонденту ТАСС в субботу.
"Войнович был личностью легендарной, сначала в сознание вошли его стихи, он отождествлялся с эпохой космоса, полета человека в космос, космонавты и сейчас исполняют гимн на его стихи - "Я верю, друзья", - сказал Волгин. - Он был личностью, эпохой, человеком, который всегда был верен своим принципам и твердо их придерживался".
Волгин считает, что Войнович был очень последовательным и в критике.
"Он был человек принципов, которых придерживался всю жизнь, их можно разделять и не разделять, - продолжил он. - Он очень последовательно себя вел. Его спор с Александром Солженицыным тоже войдет в историю. Две точки зрения разные, два полюса".
"Войнович стал классиком при жизни"
Художественный руководитель Московского государственного театра "У Никитских ворот" Марк Розовский скорбит о смерти писателя Владимира Войновича.
Розовский напомнил, что его связывала многолетняя творческая дружба с этим писателем, а в октябре 2015 года в театре "У Никитских ворот" состоялась премьера пьесы Войновича "Би-эм дабл-ю", которая до сих пор находится в репертуаре коллектива.
По словам собеседника агентства, "Войнович стал классиком при жизни, его книги - бессмертны, а один из первых рассказов назывался "Хочу быть честным".
"Всего три слова, а ведь это была программа для целого поколения шестидесятников. Нам осталось в наследство выдающееся стремление писателя к свободе и человеческому счастью. К сожалению, солнце нашей свободы закатилось, потому что умер Владимир Николаевич Войнович", - добавил он.
Войнович, по словам Розовского, обладал "великой простотой и в душе, и в своих книгах, но в то же самое время, он обладал огромным чувством юмора и хотел и желал своим друзьям и всем нам, да и собственно всем нашим современникам, любви и уважения друг к другу".
"Увы, после его ухода, дышать свободой станет труднее", - считает худрук театра.
"Потеря для русской жизни"
Смерть Владимира Войновича - большая потеря для русской литературы и общественности, сказал ТАСС специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
"Уход Владимира Николаевича Войновича - это большая потеря для русской жизни, для русского общества, - сказал Швыдкой. - С ним можно было соглашаться или не соглашаться в оценке тех или иных писателей. Мне трудно согласиться с ним в его оценке Солженицына".
Швыдкой отметил, что Войнович всю жизнь придерживался принципа, который сформулировал в своей ранней повести "Хочу быть честным". "Он хотел быть честным в отношении с литературой, он хотел быть честным с окружающим миром, с советской властью, которая выслала его из страны, - сказал Швыдкой. - Это большая потеря для русской общественной жизни, потому что желание быть честным - одно их самых трудно исполнимых желаний людей, которые живут в мире полном компромиссов".
"Перед полетами в космос и я слушал "Четырнадцать минут до старта"
Песня на стихи Владимира Войновича "Четырнадцать минут до старта" повышает собранность и улучшает настроение перед полетом на орбиту, рассказал ТАСС советский и российский космонавт Владимир Титов, который в 1983 году за 90 секунд до старта был спасен из горящей ракеты.
"У каждого космонавта есть свои привычки, подходы, приемы, каждый выбирает для себя при подготовке к старту что-то, что ему роднее и ближе. Конечно, песня, которая позволяет и улучшить настроение, и уровень собранности - это всегда полезно, люди с удовольствием используют это перед стартами", - рассказал он.
По его словам, обычно подобные песни включали в автобусе на пути к стартовой позиции. "Перед полетами в космос и я слушал "Четырнадцать минут до старта", - отметил Титов.
"Друг моих родителей"
Учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам "Вера" Анна Федермессер призналась, что уход писателя Владимира Войновича напомнил ей о кончине её родителей. Об этом она написала на своей странице в Facebook.
"Помимо всего прочего, что вы прочитали уже в фб [Facebook], про ГУЛАГ, изгнание, про Чонкина, Владимир Войнович еще с первых дней - член попечительского совета фонда "Вера", и еще друг моих родителей, а когда уходит кто-то из родительских друзей, это сначала как будто бы возвращает их мне на пару часов, а потом словно родителей теряешь заново...", - написала она.
"Он воевал с пошлостью, лицемерием, ханжеством"
Народный артист России, актер театра и кино Александр Филиппенко считает Владимира Войновича мудрым и ироничным человеком, не терпевшим лицемерия и пошлости. Об этом он написал в субботу на своей странице в Facebook.
"Вот не даром же дается фамилия Войнович - он воевал с пошлостью, лицемерием, ханжеством и тупостью. Мудрый и ироничный, он говорил вслух все то, что мы привыкли шептать по кухням и только близким друзьям", - написал артист.
Он отметил, что Войнович "говорил Правду" и "был услышан".
"Войновича будут вспоминать со светлой улыбкой"
Писателя Владимира Войновича его читатели и друзья всегда будут вспоминать со светлой улыбкой. Об этом на церемонии прощания сказал режиссер и сценарист Андрей Смирнов.
"Вспоминать его будут, кто читал и был с ним знаком, с невольной светлой улыбкой", - сказал режиссер. Он также заметил, что "Чонкин" Войновича переживет своего автора и многие поколения читателей.
Драматург Александр Гельман заметил, что уход Войновича - "большая беда для всей страны, которая не понимает этой беды, к сожалению, потому что это был честный голос, который звучал в течение многих десятилетий".
Хореограф Азарий Плисецкий в беседе с корреспондентом ТАСС отметил, что знал Войновича много лет. "Может быть, это банально звучит, но он действительно был совестью нашей эпохи и был всегда примером откровенности, смелости, непримиримости, - сказал Плисецкий. - Это огромная потеря, потому что таких людей очень мало. Я счастлив, что знал его, и буду всегда думать о нем с любовью и уважением".