Все новости

Большой театр вернул в репертуар оперу Россини "Севильский цирюльник"

Спектакль поставил режиссер Евгений Писарев

МОСКВА, 3 ноября. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) после долгого перерыва возвращает в репертуар произведения знаменитого итальянского композитора Джоаккино Россини (1792-1868). В текущем сезоне появятся сразу две его оперы - "Путешествие в Реймс" и "Севильский цирюльник", причем, премьера последнего состоится на Новой сцене уже в субботу, премьерные показы пройдут также 4, 6, 7, 8 ноября, билеты на все представления полностью раскуплены", - сообщила ТАСС пресс-атташе ГАБТ Катерина Новикова.

Ранее в интервью агентству генеральный директор Большого театра Владимир Урин отметил тот факт, что после внимательного изучения текущего репертуара было обнаружено, что в ГАБТ долгое время вообще нет Россини. По его словам, в нынешнем, 243-м сезоне будут поставлены сразу две россиниевские оперы.

В полноценный спектакль превратится опера "Путешествие в Реймс", ранее прошедшая в концертном исполнении. Постановку осуществит один из интереснейших итальянских режиссеров Дамиано Микелетто, рассказал Урин. Художник - Пауло Фантин, дирижер - Туган Сохиев. Премьера состоится на Исторической сцене 12 декабря.

Чуть раньше - 3 ноября - на Новой сцене пройдет премьера еще одной оперы Россини - его знаменитого "Севильского цирюльника", проинформировал гендиректор ГАБТ. Постановку осуществил художественный руководитель Московского драматического театра им. А. С. Пушкина Евгений Писарев, который прежде поставил в Большом театре оперу Моцарта "Свадьба Фигаро". Сценография - Зиновия Марголина. Музыкальный руководитель постановки - Пьер Джорджо Моранди.

В главных партиях выступят: Богдан Михай, Ярослав Абаимов (Граф Альмавива), Хулькар Сабирова, Антонина Весенина (Розина), Анджей Филончик, Константин Шушаков (Фигаро) и другие.

О провале и триумфе "Севильского цирюльника"

"Севильский цирюльник" - признанный шедевр, одна из лучших комических опер, была создана Россини в рекордно короткие сроки. По некоторым сведениям - менее, чем за две недели, в течение которых молодой композитор даже не выходил побриться", - рассказала пресс-атташе ГАБТ.

В 1816 году Россини обязался написать новую оперу к карнавалу в Риме, но все предложенные им либретто были отвергнуты итальянской цензурой, продолжила она. Тогда было решено взять уже одобренную тему. "Ранее аналогичный сюжет использовался композитором Паизиелло, и Россини вынужден был даже просить согласие своего маститого предшественника на создание новой оперы на аналогичный сюжет", - пояснила Новикова.

Однако, как свидетельствует история, на премьере в Риме в театре "Аржентино", состоявшейся 20 февраля 1816 года, опера "Севильский цирюльник" провалилась.

"Абрам Гозенпуд так пишет об этом в оперном словаре: "Причины заключались в стечении неблагоприятных обстоятельств: исполнитель партии Альмавивы забыл взять с собой гитару во время серенады, дон Базилио зацепился за гвоздь и не мог тронуться с места; в довершение всего на сцену выбежала кошка, ослепленная светом. Заметалась в поисках выхода. Все эти случайности были преднамеренными /… / Сторонники Паизиелло и враги Россини /…/ организовали скандал, невиданный в летописях театра", - процитировала Новикова.

Сам автор, однако, сбежавший после первого акта, спокойно ужинал. Попивая вино в таверне неподалеку, он говорил своим друзьям, что его все это абсолютно не беспокоит, потому что он знает, что написал гениальное произведение. Очень быстро опера стала ставиться в разных театрах не только Италии, но и всего мира. И по сей день это одно из самых популярных названий мирового оперного репертуара, подчеркнула собеседница ТАСС.

Она напомнила, что в России эту оперу услышали впервые в Одессе в 1821 году в исполнении итальянской труппы. В московском Большом театре "Цирюльник" в первый раз появился в 1843 году. В 1913 году (15 ноября) состоялась премьера в постановке Федора Шаляпина, исполнившего в этом спектакле партию Базилио. Затем опера "Севильский цирюльник" неоднократно ставилась в Большом, в разные годы в спектаклях выступали Иван Козловский, Сергей Лемешев, Николай Озеров (Альмавива), Юрий Мазурок, Евгений Кибкало, Юрий Гуляев (Фигаро), Елена Катульская, Ирина Масленникова, Бэла Руденко (Розина), Евгений Нестеренко, Марк Рейзен (Базилио). Постановка 1965 года (дирижер Борис Хайкин, режиссер Никита Никифоров) прошла 548 раз, последний спектакль был показан 27 июня 1995 года.

Новая постановка Писарева

Новую постановку "Севильского цирюльника" в Большом осуществил Евгений Писарев. "Хочу, чтобы скорее состоялась премьера", - признался в беседе с ТАСС режиссер.

"Репетиции длились почти два месяца. Сказать честно, процесс был непростым. Я впервые работал с таким количеством иностранных солистов - Италия, Германия, Румыния, Польша… Какофония перевода сопровождала меня бесконечно, и это очень затрудняло процесс", - поделился с журналистами Писарев.

При этом он отметил, что прежде всего "шел за музыкой Россини - светлой, жизнерадостной, остроумной и при всем этом доминирующей, диктующей направленность и характер". "Вместе с художником Зиновием Марголиным мы придумали, как сделать спектакль классическим, но при этом современным. Для этого мы обратились к приему "театр в театре", - рассказал Писарев.

По его словам, действие разворачивается в двух пространствах: на сцене, стилизованной под классический итальянский театр, и в "закулисье", решенном как театр современный. Получилось два разных мира - нарядный гротесковый и реальный бытовой.

"В первом из них живут персонажи XVIII века в париках и соответствующих костюмах. Во втором - современные артисты в кедах и спортивной одежде, которые ведут себя как обычные люди - звонят по мобильному телефону, едят бутерброды, ругаются… Это мир артистов, играющих вполне реальных людей, которые, выходя на сцену, превращаются в волшебных персонажей Джоаккино Россини", - пояснил свой замысел режиссер.

Действующие лица и исполнители

"Музыкальным руководителем постановки выступил Пьер Джорджo Моранди, известный итальянский дирижер, впервые приглашенный в Большой театр, - представила маэстро журналистам пресс-атташе ГАБТ. - Он дирижировал спектаклями во всех крупнейших театрах Италии, а также за рубежом - в Парижской национальной опере, Нью-Йоркской Метрополитен-опере, Датской и Шведской королевской операх, Немецкой опере в Берлине и других, накопил и записал большой оперный и концертный репертуар. "Секреты" итальянской оперы он постигал под руководством Риккардо Мути и Джузеппе Патане в театре Ла Скала (Милан), а также учился дирижерскому мастерству у Леонарда Бернстайна в Тэнглвудском музыкальном центре (штат Массачусетс, США)".

Сам же маэстро сообщил на пресс-брифинге о том, что российские меломаны получат подарок - впервые за всю сценическую историю оперы "Севильский цирюльник" именно в Большом театре прозвучит финальная ария Графа Альмавивы "Cessa di piu pesistere" ("Перестань сопротивляться"), которая обычно исключается ввиду ее чрезвычайной сложности. Первым исполнителем этого номера на сцене ГАБТ станет румынский тенор Богдан Михай, который выступит в день премьеры, 3 ноября.

Другим исполнителем этой партии (также не исключая сложную арию) будет Ярослав Абаимов, солист Новой оперы им. Е. В. Колобова и с 2015 года приглашенный солист Большого.

В образе Фигаро предстанет польский певец Анджей Филончик. Он рассказал журналистам, что прежде уже исполнял эту партию в концертной версии, а однажды заменил заболевшего певца. "Но в полноценном варианте я впервые исполню эту роль в Большом театре, в замечательной постановке Евгения Писарева, и я по-настоящему счастлив", - заявил артист.

Итальянец Джованни Ромео - комедийный бас, исполнитель партии доктора Бартоло, пообещал, что, когда приедет в Москву в следующий раз, обязательно будет говорить по-русски. Пока же он вкропляет в текст оперы отдельные русские слова.

"Мой персонаж - бас-буффа, комедийный, он хорошо взаимодействует со зрительным залом и веселит публику. Хочу, чтобы в Большом театре люди тоже смеялись", - пожелал артист.