Художественному руководителю Московского театра "Современник", народной артистке СССР Галине Волчек 19 декабря исполняется 85 лет. Обычно в свой день рождения она покидает Москву — не любит торжеств в собственную честь. Но на сей раз Галина Борисовна изменила традиции и осталась дома, потому что именно в день ее рождения родной "Современник" откроется после ремонта, продолжавшегося около трех лет, на исторической сцене на Чистых прудах. Такой подарок сделали худруку, и она не устояла.
"Меня буквально "приговорили" остаться", — заявила Волчек. Но вечер все равно будет называться "Возвращение домой", и никаких слов о юбилее. "Про него — забыть", — потребовала именинница.
При этом, как выяснилось, к возрасту Галина Борисовна относится философски, признается, что иногда чувствует себя удивительно молодой, а иногда старой. "У древних цифры отсутствовали, — замечает Волчек, — когда надо было обозначить большое количество чего-то, они говорили: много, как звезд на небе. Это красиво, мне очень нравится".
В 2003 году в московском издательстве "Новое литературное обозрение" вышла книга театрального репортера газеты "Московский комсомолец" Марины Райкиной под названием "Галина Волчек как правило вне правил". Гармонию несочетаемого в своем характере отразила Волчек и в материале ТАСС, рассказав о своей детской мечте, о единственном театре в своей жизни и о том, кто станет ее преемником на посту худрука в "Современнике".
"Зажатая, некрасивая, толстая"
"В свой день рождения я всегда стремилась куда-нибудь уехать", — сказала Волчек накануне юбилея. При этом абсолютно ясно, что где бы она ни находилась, душой всегда на Чистопрудном бульваре, в доме с вывеской "Современник". "Это действительно мой родной дом, где я прожила всю жизнь", — призналась главная "современница".
На самом же деле родилась она на совсем другой московской улице — на Полянке, в семье известного оператора Бориса Волчека, который вместе с классиком советского кино Михаилом Роммом снимал "Пышку", "Ленина в Октябре", "Мечту" с неповторимой Фаиной Раневской в главной роли. Но маленькая Галя в кино не стремилась, считая его исключительно "папиной работой". Она бредила театром.
"Я была зажатая, некрасивая, толстая, стеснялась своей фигуры, — вспоминает Волчек. — Я просто знала, что хочу быть актрисой, умираю, верю". Но для осуществления мечты нужно было закончить школу, а с этим были проблемы, и она решила уйти из нее после восьмого класса.
"Однако аттестат-то нужен был — кровь из носа: без него же не принимали документы в театральный", — пояснила Волчек. И она нашла школу-экстернат, где можно было сдать экзамены за 9-й и 10-й классы.
"Особенно трудным был экзамен по химии. В полной безнадеге я увидела брошюру под названием "Теория электролитической диссоциации", мне так понравилось сочетание слов, а кантиленность названия вообще звучала как песня, и я решила — я выучу это наизусть", — продолжила собеседница ТАСС. И с улыбкой добавила: "Когда меня спрашивают: "Как вы учите большую роль?" — я отвечаю, что после "Теории электролитической диссоциации" мне ничего не страшно". Экзамен по химии Волчек сдала на пятерку, аттестат зрелости получила и понесла его в Школу-студию МХАТ.
"Я хотела стать серьезной актрисой, и учиться я хотела только в Школе-студии МХАТ и ни в каком другом театральном вузе. Точно так же и сегодня, если бы сказали: "Современник закрывают, иди в другой театр". Я придумала бы какое-нибудь другое дело, но другого театра в моей жизни не было бы", — заявила максималистка Волчек.
Беспартийная
Цели своей она добилась. В 1956 году сыграла первую роль — Нюрки-хлеборезки в спектакле "Вечно живые", с которого началась биография "Современника" — молодой труппы, созданной Олегом Ефремовым.
"Современник" родился в ночь с 15 на 16 апреля 1956 года, — уточнила Волчек. — Вечером 15 апреля мы сыграли свой первый спектакль "Вечно живые" по пьесе Виктора Розова, после чего состоялся диалог со зрителями. Таким было начало".
Она не только играла на сцене, но и помогала Ефремову в зрительном зале, выступая в качестве ассистента режиссера. Вскоре и сама начала ставить спектакли. Ее дебютом на этом поприще стала в 1962 году постановка пьесы Уильяма Гибсона "Двое на качелях". Далее последовали спектакли "В день свадьбы", "Обыкновенная история", "На дне", "Принцесса и дровосек".
В общем, ее творческая жизнь складывалась наилучшим образом, пока не грянул гром. В 1970 году Ефремов объявил на собрании, что уходит во МХАТ. Труппа пережила шок. Осиротевший театр принял решение: руководить "Современником" будет худсовет. Однако в 1972 году отказались от коллективного руководства, избрав главным режиссером Галину Волчек. Все проголосовали "за", и только один человек "против". Это была сама Галина Борисовна. Однако в "Современнике" решение коллектива обжалованию не подлежит, поэтому Волчек согласилась. Ей тогда было 39 лет.
Потом ее долго не утверждали в советских партийных органах, так как анкета Волчек была явно не из образцовых: беспартийная. В порядке компромисса предложили вступить в КПСС, она отказалась. И все же, несмотря ни на что, чиновники от искусства в конце концов официально подтвердили ее назначение на руководящий пост.
"Железная леди"
Впрочем, в данном случае число лет не имеет значения, куда важнее количество дел, которые совершила эта сильная женщина.
За это время она лично поставила около 40 спектаклей, которым аплодировала не только отечественная, но и зарубежная публика. В 1978 году она стала первым советским режиссером, приглашенным в США на постановку пьесы Михаила Рощина "Эшелон", и как истинная "железная леди российского театра" в прямом смысле прорвала "железный занавес".
"Спектакль о войне американские зрители приняли с такой чистотой и пониманием, что я до сих пор не могу этого забыть, — замечает Волчек. — Очень похожая реакция была через много лет, когда мы на Бродвее играли "Крутой маршрут". Эта постановка по автобиографической книге Евгении Гинзбург посвящена жертвам сталинских репрессий. Она не сходит с афиши "Современника" почти 30 лет".
Она гордится тем, что специально для "Современника" писали пьесы Михаил Рощин, Людмила Петрушевская, Александр Галин, Владимир Гуркин, Николай Коляда, сочинял песни Владимир Высоцкий, ставил спектакли Анджей Вайда. Оставаясь верным современности, театр всегда искал ее и в классике, сквозь призму которой стремился увидеть живую, сегодняшнюю проблему.
Среди знаковых постановок Волчек — "Вишневый сад", "Спешите делать добро", "Три сестры", "Мурлин Мурло", "Пигмалион", "Три товарища". Кроме того, будучи художественным руководителем, она инициировала около 80 постановок других режиссеров. Под частью этих спектаклей она также могла бы смело подписаться как режиссер-постановщик. Однако осознанно никогда этого не сделала. Она бесконечно занимается обновлением театра, предоставляя площадку для эксперимента молодым режиссерам, многие из которых состоялись благодаря ее умению рисковать.
К бесспорным заслугам Волчек относится и такая: она показала "Современник" миру. Под ее руководством гастроли театра прошли в США, Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Израиле, Венгрии, Болгарии, Чехии, Эстонии, Латвии, Литве, Украине.
Муза
Будучи худруком "Современника", Волчек всегда пользовалась вниманием мужчин, а некоторые из них даже посвящали ей поэтические строки.
Как-то на одном из творческих вечеров Валентин Гафт признался в любви Волчек, разумеется, сделав это в свойственной ему манере — в жанре эпиграммы. "Хотел молчать, но вот не смог. Да, я люблю тебя, Волчок, но обожаю больше Волчек", — признавался артист. А далее, подобно Минздраву, предупреждал: "Жизнь — это счастье и страданье. Но сколько нужно сигарет, чтоб быть главрежем столько лет!"
А когда отмечали 60-летие "Современника", речь держал Евгений Евтушенко. Естественно, его выступление было поэтическим.
"Я прочитаю маленькое стихотворение, посвященное "Современнику" и его худруку. Оно называется "Волчиха", — объявил Евтушенко и прочитал стих, в котором упомянул и Ефремова, и Евстигнеева, и Табакова, и Неелову и многих других "современниковцев". Но главной героиней стала Волчек. Именно о ней Евтушенко написал: "Нет на свете театральных маршалов умнее и сильнее наших баб". И далее пожелал: "Будь Волчихой, но не просто с Чистых, Волчихой — с незапятнанных прудов". Публика приняла это поэтическое посвящение овацией.
"Я все это помню и ценю", — сказала Волчек. И тут же процитировала еще одно признание, сделанное в прозе.
"По сей день Ефремов — наш учитель, наш вождь, — продолжила Галина Борисовна. — Наша любовь и верность ему бесконечны. Не случайно новый сезон в "Современнике", как правило, открывается 1 октября — в день рождения Олега Николаевича Ефремова".
Надо сказать, что личная жизнь Галины Волчек тоже состоялась. Ее первым мужем был удивительный русский актер Евгений Евстигнеев. От этого, хотя и непродолжительного, брака на свет появился сын Денис. Как и его прославленный дедушка, он начинал оператором, а потом успешно освоил еще две профессии — режиссера и продюсера. Что же касается его мамы, то в ее судьбе были и другие мужчины. Но все же самый увлекательный ее роман — театральный.
Счастливый человек
"Я считаю себя счастливым человеком, — говорит Волчек. — Живу в родном доме, который называется "Современник", в нем жили родные, близкие мне люди — Олег Ефремов, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Нина Дорошина. К сожалению, их уже нет в живых, и список этот пополняется. Но молодые дают надежду, что продолжат наше дело, не продадут и не предадут "Современник".
Волчек уверенно делает ставку на молодежь. Девять лет назад она выступила инициатором молодежной программы "Опыты", участниками которой стали будущие режиссеры. В их числе были, к примеру, Екатерина Половцева, Кирилл Вытоптов, Егор Перегудов. Волчек рада, что в своей профессии нашла талантливых ребят и продолжает удавшийся эксперимент.
А два года назад в "Современнике" впервые прошел клубный вечер под названием "Неформат". Автором идеи стал один из ведущих актеров труппы Сергей Гармаш. "В начале сезона 2015–2016 годов на внутренней доске объявлений "Современника", где вывешивается информация о репетициях и спектаклях, появилось сообщение. Его написал Гармаш, предлагавший всем артистам театра встретиться 4 февраля на Другой сцене театра", — напомнила Волчек.
"Этот день — не случайный для "Современника", — пояснила его худрук. — Пока был жив Игорь Кваша, один из основателей театра, он часто именно 4 февраля собирал всю труппу на свой день рождения. Гармаш предложил вспомнить Игоря Владимировича не речами и тостами, а работой, которой тот был фанатично предан".
Идея Гармаша состояла в том, чтобы каждый из артистов, кто этого захочет, показал самостоятельную работу.
"Нам захотелось дать абсолютную свободу артистам: выбирай, что хочешь, играй, с кем хочешь. Если тебе что-то нужно, — бери сам из реквизита. Никакие деньги на это не были потрачены", — подчеркнула Волчек.
Она считает, что название клубного вечера "Неформат" абсолютно соответствует его содержанию. "Мы решили, что начинаться он будет не в ординарное время, не в семь часов вечера, а в девять часов. Все будет "неформат", — сказала Волчек, заверив, что проект осуществляется регулярно.
На вопрос о том, готовит ли она себе преемника, нынешний худрук "Современника" отвечает, что занимается поисками постоянно. "Но это должно случиться совершенно органично, как случилось со мной, — когда потребуется, коллектив сам выберет лидера. Хорошие традиции не надо нарушать", — уверена Волчек.
Ольга Свистунова