СТОКГОЛЬМ, 2 января. /Корр. ТАСС Ирина Дергачева/. Кандидатура Константина Паустовского (1892-1968) была в 1968 году в третий раз выдвинута на Нобелевскую премию по литературе. Этот русский советский писатель был среди шести основных претендентов на награду. Об этом свидетельствуют обнародованные в среду Шведской академией архивные документы, державшиеся в секрете в течение 50 лет.
"Из-за смерти Константина Паустовского (14 июля 1968 года - прим. корр.) из списка этого года уходит одно из самых привлекательных предложений. Это прискорбно, поскольку эта русская кандидатура имела хорошие шансы на ближайшее будущее", - писал председатель комитета Андерс Эстерлинг в пояснительной записке, в которой анализировалось творчество шести основных кандидатов на премию 1968 года.
В 1968 году Союз писателей СССР выдвинул на премию Константина Федина. "Главная книга 76-летнего писателя "Города и годы" (1924) отстоит слишком далеко по времени и, судя по всему, он уже не занимает видного места среди советских писателей, поэтому дальнейшее рассмотрение его кандидатуры считается нецелесообразным", - говорится о Федине в одном из архивных документов Шведской академии.
Согласно тем же документам, в 1968 году в пятый раз на премию был выдвинут Владимир Набоков. Эту кандидатуру предложили шведский Пен-клуб и профессор славистики Кэмбриджского университета Элизабет Хилл. Теоретически награду мог получить и русский писатель Борис Зайцев, но, как следует из обнародованных документов, "по нему не было представлено заключение", так как он был признан "недостаточно известным".
Всего в обнародованном в среду списке значатся 83 имени, в том числе Луи Арагон, Альберто Моравиа, Пабло Неруда, Грэм Грин, а также Шарль де Голль и Луис Бунюэль. Перед непосредственным голосованием Шведская академия обсуждала также кандидатуры английского прозаика и англо-американского поэта Уистена Хью Одена, французского и ирландского писателя Сэмюэля Беккета. Премию же в 1968 году получил японский писатель Ясунари Кавабата "за писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания".
"Очень многие исследователи и журналисты, которые приходят в нам в архив, говорят, что для них обнародование документов 50-летней давности является намного более интересным, чем церемония объявления имени лауреата текущего года. Ведь именно в них можно увидеть процесс выдвижения на награду изнутри", - рассказала корреспонденту ТАСС административный директор Нобелевского архива Мадлен Бруберг.
Обсуждение кандидатуры Паустовского
Кандидатура Паустовского на премию 1968 года была предложена членом Шведской академии писателем и лауреатом Нобелевской премии (1974) Эйвиндом Юнсоном. Годом ранее Нобелевский комитет отклонил его кандидатуру со следующей формулировкой: "Комитет хотел бы подчеркнуть свой интерес к этому предложению по русскому писателю, однако по естественным причинам оно должно быть пока отложено".
Из архивных материалов академии следует, что творчество Паустовского анализировалось ею и в 1965 году, о чем известный в то время литературный критик Эрик Местертон оставил следующую запись: "В современной русской литературе Паустовский, бесспорно, занимает выдающееся место, но он не является большим писателем, насколько я понимаю… Паустовский - писатель с большими заслугами, но также и с большими недостатками. Я не нахожу, что его заслуги могут перевесить недостатки настолько, чтобы можно было мотивировать присуждение ему премии".
Кандидатура Набокова
В 1966 году Шведская академия решила не присуждать Набокову высокой награды, не обнаружив в его последнем на тот момент произведении, пьесе "Изобретение Вальса", "глубокого вдохновения". "Владимир Набоков - предложение отклонено еще ранее (в 1963, 1964, 1965 гг. - прим. корр ТАСС). Последнее представленное произведение Набокова "Изобретение Вальса" (комедия об изобретении телетехнического оружия) больше впечатляет изобретательной виртуозностью, нежели глубоким вдохновением", - говорится в пояснительной записке председателя Нобелевского комитета к списку номинантов 1966 года.
В 1966 году имя Набокова предложил профессор французского языка Йельского университета Жак Гишарно. В своем письме в Шведскую академию он указывал на важность гуманистического содержания произведений Набокова и сравнивал его с Роменом Ролланом и Альбером Камю.
"На каждой странице светится интеллект великого строителя... и великолепное владение языком. Во второй половине нашего века он являет собой акт веры в разум и дает урок эстетического достоинства", - писал Гишарно.
Выдвижение номинантов
Кандидатуры на престижную награду имеют право предлагать члены Шведской академии и аналогичных учреждений других стран, профессора литературы и лингвистики, лауреаты премии предыдущих лет и председатели писательских организаций. Каждый год в октябре академия рассылает 600-700 приглашений своим коллегам из разных стран, чтобы они предложили кандидатов на Нобелевскую премию. Сделать это нужно до 31 января, чтобы Шведская академия в течение весны смогла выделить в этом списке сначала 20 наиболее достойных писателей, а потом сократить его до пяти. За лето члены академии еще раз должны ознакомиться с творчеством номинантов, чтобы обсудить их кандидатуры осенью.
Имя будущего обладателя самой престижной в мире награды до последнего момента держится в строжайшем секрете. Сами члены Нобелевского комитета по литературе при обсуждении кандидатур используют не настоящие фамилии поэтов и писателей, а придуманные псевдонимы. Например, английского драматурга Гарольда Пинтера нарекли "Гарри Поттером", а француза Жана-Мари Густава Леклезьо звали "Шатобрианом".
Выбор Шведской академии лауреата литературной премии, как и премии мира, традиционно вызывает наибольшие споры в общественных и экспертных кругах. Уже самый первый лауреат в 1901 году - французский поэт и эссеист Сюлли-Прюдом - был воспринят крайне неоднозначно. Группа деятелей культуры королевства во главе с писателем Августом Стриндбергом (в нее входили также писательница Сельма Лагерлеф и художник Андерс Цорн) выступила тогда против решения Шведской академии, которая, по мнению вошедших в состав группы, должна была премировать Льва Толстого - как наиболее значимого представителя мировой литературы.