25 апреля 2019, 16:20
Статья
Год театра в России

Охота на волков на сцене Театра на Таганке. Коллектив празднует юбилей

Свой 55-й день рождения труппа решила отметить в кругу друзей, показав полуторачасовой спектакль-концерт, где соединилась инди-музыка, средневековые гимны и ритуальная хореография
Сергей Карпухин/ ТАСС

Название спектакля — Red Square — отсылает нас к эмблеме театра — красному квадрату. Сама сцена выстроена (что для Таганки не ново) как в цирке: посередине круглый манеж, где происходит все действие, зрители — в двух секторах напротив друг друга, между ними — группа Shortparis, которая тоже поделена пополам (что стало одним из катализаторов напряжения на сцене). Под потолком — два огромных экрана: на них в режиме онлайн транслируются события, которые снимают несколько операторов на сцене. Поверх видео иногда идут титры: тексты Пушкина, Чехова, Булгакова, Брехта, Кэрролла и других авторов.

В спектакле нет сюжета, за которым можно было бы следить, но при этом он очень цельный благодаря единой теме, которая присутствует во всех номерах (на которые он и делится). А тема эта — охота. В самом начале в полной темноте прозвучала песня Владимира Высоцкого "Охота на волков", которая 50 лет назад звучала в этом театре в спектакле "Берегите ваши лица" (после трех показов постановку сняли — сказали, что "идейно вредная"). И вот, будто вторя словам певца ("Кричат загонщики, и лают псы до рвоты / Кровь на снегу и пятна красные флажков"), на сцене появляется маленький мальчик (в исполнении Феди Высоцкого), который огораживает сцену красными флажками, как огораживают зону охоты на волков в диких условиях.

Другая сцена — лекция о лосиной охоте от Михаила Попова, которую он представил в стиле выступлений на американской конференции TED (даже заставку из нее показали). Он по бумажке зачитывал вопросы, на которые его попросили ответить создатели спектакля, и делал это не без юмора. Например, "возможна ли охота без водки?". Под конец Попов меланхолично рассуждает о лосе, на которого охотились Фидель Кастро и Никита Хрущев. "Никита, охотишься на меня? Ну скоро и на тебя начнется охота", — говорит он. Так метафорично история запретов в советское время воплотилась на сцене.

Охота за отсылками

Постановку сложно назвать спектаклем. Это скорее сложносочиненный перформанс-концерт. Даже структура у него концертная — с отдельными номерами. За большую часть музыкального сопровождения отвечает группа Shortparis (кроме них еще пару раз появляются вокалистки, исполняющие средневековые гимны, например Je Ne Fais Plu или Douce Dame), их сцены длятся три-пять минут, как и песня.

В этих номерах много отсылок. Например, одна из сцен — это отсылка к спектаклю Юрия Любимова "Десять дней, которые потрясли мир". На экраны транслируется титрами текст (с некоторыми сокращениями) одной из сцен: "Соотечественники! Братья! Вам лгут, когда заклинают ради чужой славы отдавать свои жизни. Некоторые авторитеты живут во дворцах… а вот вы не имеете даже куска мыла…" В этот момент на огромном столе происходит разделывание телячьей туши, а Shortparis исполняют свой трек Ma Russie.  

Есть и номера-сюрпризы. Например, с участием кинокритика Антона Долина, который прямо со своего места прочитал рассказ Виталия Бианки "Про двух охотников", а Екатерина Андреева — рассказ "Черная лисица".

Ритуалы Shortparis и Варнавы

У этого спектакля-концерта получились три важные вещи, которые цепляют зрителя. Во-первых, хореография Владимира Варнавы, одного из самых талантливых и востребованных мастеров нашего времени, от которой получаешь эстетическое удовольствие. У него сложные танцевальные рисунки, динамичные, полные жизни движения, очень красивые танцоры, которые захватывают своей энергетикой.

Во-вторых, живое выступление группы Shortparis, которая прославилась своими мистическими, шаманскими, архаичными выступлениями, — каждый их номер и правда был похож на часть какого-то ритуала. Про них говорят — "молодые артисты", но это не новая группа, они работают над своей музыкой и стилем уже более десяти лет. Просто так совпало, что после выхода трека "Страшно" в прошлом году на них обратила внимание широкая аудитория и критики.

Это артисты, от которых сложно отвести глаз. Именно благодаря поведению на сцене (кажется, что их движения также придумывал и выстраивал талантливый хореограф-постановщик) их выступления и обладают особой магией. Они импровизируют, один без труда подхватывает партии другого, и между ними возникает особое наэлектризованное пространство.

Наконец, очень удачным вышел калейдоскоп с отсылками. Было интересно складывать этот пазл, думать, откуда что появилось. Далеко не все удалось идентифицировать по ходу действия, и уже после хотелось погуглить, поискать, подумать.

Церемониальность режиссуры

На первый взгляд кажется, что идея и смысл понятны, лежат на поверхности. Но когда ты пытаешься ухватить главную мысль, чтобы ее выразить (пусть даже для себя), она как будто все время ускользает и прячется в хореографии, музыке Shortparis. Отчасти это спектакль о гениях, которые в разное время не имели возможности заниматься творчеством (по разным причинам). Хотя, конечно, из-за многоплановости повествования это не единственное, что было заложено создателями.

В постановке чувствуется режиссура, которая бывает на церемониях награждений, в ней есть присущий им шик и лоск. Савва Савельев (режиссер Red Square) ставил церемонии "Сноба", вручение премии "Инновация", которые всегда отлично получались благодаря его умению построить последовательность событий, выбрать декорации, придумать необычные способы вручений призов. И здесь тоже чувствуется эта церемониальность — выходы артистов из люка в полу, резко выключающийся свет, общение с залом и другие приемы, которые работают на удивление зрителей. Это театральный праздник, юбилей, который труппа отметила таким жестом — красивым, виртуозным, даже шикарным.

Кадрия Садыкова