17 января 2014, 08:11

Выставка голландского портрета в ГМИИ им. Пушкина стала одной из самых посещаемых в сезоне

Посетители у картины Якоба Лиона "Групповой портрет стрелков роты капитана Якоба Питерса Хогкамера и лейтенанта Питера Якобса Ван Рейна" в ГМИИ им. Пушкина. ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац
Посетители у картины Якоба Лиона "Групповой портрет стрелков роты капитана Якоба Питерса Хогкамера и лейтенанта Питера Якобса Ван Рейна" в ГМИИ им. Пушкина
За неполных четыре месяца ее посетили 252 тыс. человек

МОСКВА, 17 января. /Корр. ИТАР-ТАСС Анна Нехаева/. Выставка "Голландский групповой портрет золотого века" в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина стала одной из самых посещаемых в сезоне. За неполных четыре месяца ее посетили 252 тыс. человек. Об этом сообщили корр. ИТАР-ТАСС в пресс-службе музея.

"В экспозиции представлены десять крупноформатных голландских групповых портретов золотого века - XVI-XVII веков - из собрания Амстердамского музея, - рассказали устроители выставки. - Полотна редко покидают музей, и у российского зрителя появилась возможность увидеть картины голландских мастеров".

Особая ценность выставки, как пояснил корр. ИТАР-ТАСС ее куратор Вадим Садиков, заключается и в том, что до нашего времени дошло около 125 произведений такого жанра, они практически отсутствуют в коллекциях музеев за пределами Голландии.

"Публике представлен групповой портрет, который, как никакой другой, выражает корпоративную сплоченность голландской нации, - сказал Садиков. - Ведь именно групповой портрет стал визуальным воплощением действительного или желаемого общественного статуса бюргера". В экспозиции представлены портреты попечителей сиротских приютов, богаделен и работных домов, а также изображения членов стрелковых корпораций. Экспонаты демонстрируют разные стилистические грани и хронологические этапы развития портретной живописи в Амстердаме.

Размеры самого монументального из полотен "Группового портрета стрелков роты капитана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса ван Ваверена" кисти Говерта Флинка 1648 года достигают 2,5 м в высоту и более 5 м в длину. По словам Садикова, работа над такими масштабными портретами занимала у художников не менее года. Мастера работали в трехслойной классической манере живописи, используя белый меловой грунт.

Среди других экспонатов "Групповой портрет регентов госпиталя Святого Петра" (1617-1618) кисти Корнелиса ван дер Ворта, "Групповой портрет регентов и регентш женского работного дома" (1650) Бартоломеуса ван дер Хелста. Последнее полотно особенно наглядно демонстрирует виртуозную живописную технику мастера: ван дер Хелст умел в совершенстве воспроизводить материальную достоверность вещей, непринужденность поз и жестов моделей.

Как отметил куратор, с середины XVI века художники часто изображали представителей трех стрелковых корпораций Амстердама - лучников, арбалетчиков и аркебузиров. При создании композиции мастера использовали различные варианты схем: перед выступлением в поход, во время официального собрания, за праздничным столом, как, например, на картине Дирка Якобса "Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков" (1563). На холсте мастер с присущим ему колоритом запечатлел офицеров во главе с капитаном роты, который гордо демонстрирует пистолеты с колесцовым замком - нововведением в стрелковом оружии того времени.

Золотой век в истории Голландии был ознаменован не только расцветом жанра группового портрета, но и бурным развитием оружейного производства. Экспозиция дополнена произведениями голландских оружейников из собрания Музеев Московского Кремля. Посетители смогут увидеть мушкет с фитильным замком (1610), двухствольные пистолеты (1660), шпаги XVII века.

Выставка, которая проходит в рамках Года Голландии в России, продлится до 19 января.