2 октября 2014, 10:40

«Архыз» подтверждает тренд растущего внимания россиян к отечественным курортам

Пресс-служба ОАО «КСК»
Летняя туристическая программа финишировала в туркомплексе «Архыз» с одним из лучших показателей посещаемости за сезон в России

В течение летнего сезона и первого месяца осени этот курорт, ставший стартовой площадкой проекта Северо-Кавказского туристического кластера, посетили более 50 тысяч туристов.

Об этом ТАСС сообщил генеральный директор ОАО «Курорты Северного Кавказа» (ОАО «КСК») Сергей Верещагин со ссылкой на подведенные в компании итоги летней программы Архыз Park. «Это серьезный показатель для нового курорта, который открылся в тестовом режиме всего девять месяцев назад, – заявил он, добавив, что "это вообще редкость для горнолыжного курорта – активно работать в межсезонье, обычно площадки просто закрывают для туристов».

«Например, наши партнеры из итальянской провинции Южный Тироль только несколько лет назад начали активно развивать программы летнего отдыха, спустя два десятилетия после открытия горнолыжного сегмента», – пояснил Верещагин.

Не так давно рабочая группа ОАО «КСК» была с визитом на Южном Тироле и пришла к выводу, что опыт и модель развития туризма в этом альпийском регионе могут представлять интерес при реализации проекта туристического кластера на Северном Кавказе. В частности, может быть учтен комплексный подход к планированию курортов, методы организации работы с собственниками коммерческой инфраструктуры и местным населением, механизмы эффективной эксплуатации курортов в зимнее и летнее время, а также меры, направленные на продвижение Южного Тироля на внутреннем и международном рынках.

Тогда по итогам поездки между ОАО «Курорты Северного Кавказа» и деловым сообществом Южного Тироля была достигнута предварительная договоренность о сотрудничестве в рамках совместного проекта «Альпы – Кавказ». В качестве пилотной площадки для организации совместной работы как раз и был определен всесезонный горный курорт «Архыз» в Карачаево-Черкесской Республике.

Сергей Верещагин отметил, что наплыв туристов произошел несмотря на то, что все лето на «Архызе» активно велись строительные работы. В целях подготовки к зиме на курорте монтировались системы искусственного снегообразования и освещения. «И даже несмотря на это, курорт пользовался огромной популярностью, особенно среди молодежной аудитории, туристов с семьями, организованных групп из Карачаево-Черкесии и ближайших регионов юга России», – подчеркнул глава КСК.

Эксперты в области туризма связывают это явление со следующими факторами. Во-первых, сказывается общий экономический кризис, в том числе и кризис в турбизнесе. «Положение у многих туроператоров в туризме, особенно в выездном секторе, сегодня вообще крайне сложное, – признала, например, генеральный директор Фонда развития экотуризма «Дерсу Узала» Елена Ледовских. – Очень много людей, уже заказав туры, отказываются от них вследствие изменившихся из-за кризиса материальных факторов. А дальше – цепная реакция: меньше людей оплатили туры, меньше заказов, выше цены, меньше клиентов – и так по кругу, вплоть до банкротства. Поэтому естественно, что многие обращают свой взгляд на отечественные курорты и туристические кластеры».

По мнению эксперта, все это порождает тренд к повышению популярности внутреннего туризма: «рост спроса явно заметен, когда вокруг столько историй с банкротствами и неприятностями за границей».

Второй же фактор является следствием правильных действий в сложившихся условиях менеджмента туркомпаний и инвесторов, занятых в турбизнесе, указывают специалисты. Так, генеральный директор ОАО «Агентство инвестиционного развития РСО-А» Георгий Туаев среди главных причин успеха Архыза отметил не только «достаточно успешную схему, когда найдено красивое, подходящее место для развития туркластера», но и то, что «был привлечен ключевой инвестор, который вложил средства в строительство объектов туристической инфраструктуры». В результате этого «вокруг этого стали размещаться и прикладывать свои усилия представители местного бизнеса».

«Я думаю, по этому пути надо идти и всем остальным республиками, в том числе и Северной Осетии, – высказал мнение Георгий Туаев. – Главное – найти инвестора, который бы на первых этапах помог начать, а уже потом средний и мелкий бизнес обязательно включились бы в процесс».

Поэтому, полагают многие эксперты, на подобного рода молодых курортах создаются благоприятные условия именно для комплексного развития территории. Это предполагает создание единого стиля, развитие дополнительных видов услуг, например, экотуризма или народных ремесел. Это к тому же придает курортам всесезонный характер. Уже сегодня в Архызе виден именно такой фундаментальный подход, констатируют специалисты.

Так, здесь сейчас проходят работы по «переключению» курорта на зимнюю схему работы. При этом сам он продолжает принимать туристов. «В настоящее время завершил работу палаточный лагерь на высоте 1750 метров, – рассказал директор Департамента по эксплуатации и развитию ВТРК «Архыз» Андрей Кузнецов. – Завершена консервация всех объектов лагеря до следующего летнего сезона. В зависимости от погодных условий в течение ближайших месяцев будут работать прокат сигвеев и велосипедов, экскурсионное бюро с экскурсиями на лошадях и джипах, тир и веревочный городок, детские аттракционы. Канатные дороги – кресельная и гондольная со смотровой площадкой на высоте 2240 метров – будут работать в обычном режиме».

К зимнему сезону, который начнется в декабре, на "Архызе" планируется ввести в эксплуатацию систему искусственного снегообразования на всех четырех существующих трассах, что позволит начать раннюю эксплуатацию склонов даже при неблагоприятном температурном режиме. Полностью автоматическая система позволит оперативно реагировать на изменения погодных условий и в сжатые сроки приступать к оснежению.

По производительности и качеству применяемых технологий система снегообразования на «Архызе» будет сравнима с аналогичными системами на курортах Красной Поляны, а по скорости оснежения — опережать многие горнолыжные курорты России, подчеркивают специалисты в управлении курортом.

Запланирован также ввод в эксплуатацию системы освещения в зоне детского городка и в зоне для начинающих. До конца 2014 года будет введен в эксплуатацию ширм-бар (горный ресторан) на верхней станции гондольной канатной дороги, завершится строительство еще одной гостиницы на 78 номеров. 

«Я убежден, что 50 тысяч гостей за лето и сентябрь, а если суммировать с прошлым зимним сезоном, более 85 тысяч туристов – это не предел, – констатировал гендиректор КСК Сергей Верещагин. – В планах на зиму мы ориентируемся на более чем двукратное превышение показателя прошлого горнолыжного сезона, когда на «Архызе» отдохнули 35 тысяч человек».