Идет вторая неделя энергоблокады Крыма. Каждый день полуостров наращивает мощности, приближаясь к заветной 1000 МВт. Все это достается ценой огромных усилий почти всех министерств и ведомств со всей страны, в первую очередь МЧС России.
Глава оперативного штаба МЧС Александр Чуприян по пути из Симферополя в Белогорск, где ему предстояло инспектировать работу своих сотрудников, поделился с корреспондентом ТАСС своим видением этой сложной ситуации.
- Чем тяжела чрезвычайная ситуация, вышедшая на федеральный уровень?
- Объемами. Последствиями. Охватом населения, так как отражается на жизнедеятельности людей. Она затронула около 2 млн человек. Отсутствие электричества приводит к полному параличу. Но, слава Богу, здесь все же этого не произошло. Во-первых, частично есть собственная генерация, во-вторых, частично появилась чээсная, антикризисная генерация, мобильные генераторы перебрасываются с материка.
Несмотря на чрезвычайную сложность ситуации, все социально значимые объекты функционируют, включая хлебозаводы. Работают госпитали и больницы. С начала блэкаута с 22 по 29 ноября в Крыму родились 63 ребенка.
В обычном режиме работают банки, выплачиваются пенсии, социальные пособия. Генераторами обеспечивают и продуктовые магазины. Это минимум для жизни человека, без этого нельзя, что вполне естественно.
Налажена работа мобильных операторов, хотя и возникают перебои со связью, без которой современный человек не может. Да и общественный транспорт не имеет права не работать. Ибо это - коллапс.
Так что эта чрезвычайная ситуация уникальна, так как она многофакторна. Куда ни ткни, везде больно.
- Как быстро удалось создать в Крыму необходимую группировку?
- Изначально от всей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Крыму работали 1,5-2 тыс. человек. Сейчас группировка увеличена вдвое.
Эффективность реагирования (на ЧС) заключается в том, чтобы как можно меньше времени уходило на боевое слаживание, организацию взаимодействия служб. И чем быстрее это происходит, тем меньше риска становится, тем меньше потерь. Поскольку обесточенным оказался не только Крым, но и Севастополь (а это два региона со своей спецификой), конечно, было совсем непросто. Не буду скрывать, в моей практике подобная ЧС такого уровня происходит впервые.
- Но ведь готовились, учения проводили.
- Конечно, подготовка существовала. Но сейчас я не стал бы искать "ведьм" и осуждать власти Крыма - нового субъекта РФ. Чтобы построить, настроить систему, вписать ее в РСЧС, необходимо время. Сразу это невозможно сделать, это же не воды попить. Необходим целый комплекс мероприятий, проводимых годами. Забегая вперед, скажу, что из этой чрезвычайной ситуации будут сделаны выводы и извлечены уроки. Это колоссальная антикризисная школа реагирования. Здесь есть, что изучать, и тем, кто руководит ликвидацией последствий ЧС, МЧС Республики Крым и всей системе РСЧС.
- Как выстраивается работа с другими ведомствами, с местными органами самоуправления?
- Она выстраивалась и будет выстраиваться даже после того, как режим ЧС будет снят, так как данный процесс вообще закончить невозможно. У меня сейчас возникло ощущение, что руководители муниципальных образований, которые, как мне известно, в большинстве новые люди у власти, начинают адекватно реагировать и оценивать угрозу, уровень ответственности перед населением, в том числе и за принятые управленческие решения.
- Ранее говорилось, что часть доставленного на полуостров оборудования, включая электрогенераторы, останется в Крыму.
- Действительно, такое решение принял глава МЧС России. У подразделений в Крыму и Севастополе, таким образом, появится дополнительная материально-техническая база.
- Как скоро, по-вашему, разрешится ситуация в Крыму?
- Я сразу предложил рассматривать происходящее по долгосрочному, то есть худшему сценарию развития ситуации. Но именно отталкиваясь от него, можно быть более объективным и готовым: какие меры и решения принять, чтобы минимизировать потери. Поэтому мы настраиваемся на длительную работу независимо от того, подаст Украина электроэнергию или нет. Причем будем настраиваться, чтобы работа была как можно эффективней, чтобы как можно маневренней была переброска энергетических устройств, как можно быстрее они встали в строй, ремонтировались, обслуживались.
Это целый комплекс управленческих решений, не заметных для населения. Исходя из складывающейся ситуации они постоянно корректируются и даже принимаются новые решения, но работать мы будем до полной победы. Такого еще не было, чтобы свет не победил тьму.
Беседовал Максим Григорьев