21 апреля 2014, 10:00,
обновлено 21 апреля 2014, 15:57

Стоимость программы по созданию истребителя F-35 достигла $1,3 трлн

EPA/ TOM HARVEY/ LOCKHEED MARTIN
Предполагается, что заказчиками в общей сложности будет приобретено 2443 самолета

МОСКВА, 21 апреля. (АРМС-ТАСС). Общая стоимость программы по созданию малозаметного истребителя нового поколения F-35 "Лайтнинг-2" (Lightning II) достигла $1,3 трлн. Об этом сообщил глава программы генерал-лейтенант Кристофер Богдан.

Предполагается, что в общей сложности будет приобретено 2443 самолета. Разработка и приобретение авиатехники, как ожидается, обойдутся в $398,6 млрд. Стоимость технического обслуживания по уточненным Богданом данным составит около $917 млрд.

Стоимость одного самолета F-35A (базовая версия) в последней закупочной партии составила $112 млн. Генерал-лейтенант проинформировал, что ожидается снижение стоимости одного самолёта этой модификации до $80-85 млн к 2019 г. Предположительно интерес со стороны иностранных государств также окажет положительное влияние на динамику снижения цены самолета. Богдан отметил, что ожидается приобретение F-35 Республикой Корея (РК) и Сингапуром, а также размещение дополнительных заказов на самолет со стороны Израиля. "Мы убеждены в том, что Израиль приобретет новые F-35 помимо 19 уже заказанных самолетов" - сообщил Богдан.

Массовые закупки, по мнению экспертов, являются основным методом снижения стоимости истребителей. Сокращение 33 самолетов из числа планируемых к приобретению на протяжении следующих пяти лет является одним из ключевых факторов в увеличении общей стоимости программы на $7,4 млрд. Эта информация содержится в одном из недавно опубликованных отчетов Пентагона, посвященном анализу ежегодных затрат за 2013 г.

Богдан сообщил, что "80% той суммы, которую мы экономим, достигается за счет обеспечения крупномасштабного производства". Экономия оставшихся 20% обеспечивается повышением эффективности технологического процесса, который постоянно модернизируется.

По мнению аналитиков, представители крупных американских оборонных компаний, в частности, "Локхид Мартин" (Lockheed Martin) и "Пратт энд Уитни" (Pratt & Whitney), могут быть озабочены отсутствием подписанного многолетнего крупного контракта на приобретение F-35. Однако Богдан сообщил, что министерство обороны на протяжении последних нескольких лет неоднократно демонстрировало твердые намерения осуществить эту программу. "В результате секвестирования она практически не пострадала", - привел аргумент генерал-лейтенант. Он призвал поставщиков компонентов F-35 заключать долгосрочные контракты с субподрядчиками на поставку комплектующих с целью обеспечения экономии. Компания "Пратт энд Уитни", производитель двигателя истребителя нового поколения F135, придерживается подобной практики, применяя в своем изделии решения, задействованные в производстве других авиационных силовых установок гражданского и военного назначения.

Представители управления программой F-35 сообщили, что была достигнута существенная экономия в $89,4 млрд в области предполагаемого сервисного обслуживания жизненного цикла изделий.

Ранее, в 2013 г. было объявлено о предполагаемом снижении общей стоимости разработки и приобретения всех самолетов по программе на $4,5 млрд. Однако, за это время цена производства истребителей F-35 увеличилась на 3,1 млрд дол. Растет стоимость авиадвигателя F135, которая за прошедшие три года поднялась на 9 млрд дол. Богдан отметил, что "Пратт энд Уитни" не выполняет взятых на себя обязательств по стабилизации цены авиационной силовой установки. По его словам, на процесс сокращения производственных издержек было выделено $65 млн, что позволило сократить предполагаемую стоимость F135 на 40%. Однако, она по-прежнему продолжает расти.

Эксперты Пентагона определяют общее время реализации программы F-35 до 2065 г., что подразумевает под собой 32 года производства и 55 лет технического обслуживания.

Согласно отчетам о выборочных закупках SAR (Selected Acquisition Report) за 2013 г., сумма в $1,6 трлн, выделенная Пентагону в общей сложности на разработку и приобретение вооружений, несколько уменьшилась. Эксперты установили, что четыре программы превысили финансирование из федерального бюджета по поправке Нэнна-Маккерди, что может привести к их закрытию: общевойсковая высокоточная система автоматического захода на посадку и приземления JPALS (Joint Precision Approach and Landing System), винтокрылый БЛА VTLTUAV (Vertical Takeoff and Landing Tactical Unmanned Aerial Vehicle) "Файр скаут" (Fire Scout), модернизация самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) AWACS "блок 40/50" (Block 40/50), радиостанция JTRS HMS (Joint Tactical Radio System Handheld, Manpack and Small Form Fit Radios).

После того, как ВМС и ВВС США отказались участвовать в программе по созданию JPALS, её стоимость резко возросла. Программа "Файр скаут" подверглась изменениям в связи с изменением базового типа вертолета. Первоначально предполагалось, что им станет небольшая винтокрылая машина производства компании "Швейцер" (Schweizer). Впоследствии американская компания "Сикорский" (Sikorsky) приобрела "Швейцер" и выпуск этих вертолетов прекратился. В настоящее время основной подрядчик по программе компания "Нортроп Грумман" (Northrop Grumman) планирует применение вертолета "Белл-407" (Bell 407), который обладает большими возможностями по сравнению с машиной производства "Швайцер". В результате этого изменения число винтокрылых машин, которое предполагается закупить по программе "Файр скаут", уменьшилось с 168 до 119 единиц. ВМС США располагают 28 беспилотными летательными аппаратами (БЛА) вертолетного типа производства "Швайцер". Расходы на программу модернизации самолетов ДРЛОиУ AWACS "блок 40/50" превысили запланированные в связи с тем, что ВВС США стремятся сократить число самолетов E-3 "Сентри" (Sentry) с 31 до 24 машин. Объемы поставок по программе JTRS HMS также снизились, что, по мнению экспертов, привело к снижению выделенных на нее средств.

В то же время расходы по созданию нового самолета- заправщика KC-46 "Пегас" (Pegasus) сократились на 2,1 млрд дол - до $49,5 млрд, что вызвано сокращением производственной стоимости и снижения затрат на НИОКР.