30 июня 2021, 17:31,
обновлено 30 июня 2021, 18:32

Чавушоглу заявил, что конвенция Монтрё останется в силе после открытия канала "Стамбул"

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Пресс-служба МИД РФ/ ТАСС
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу
Глава МИД Турции отметил, что Анкара убеждена в необходимости новой судоходной артерии между Мраморным и Черным морем и "есть большой интерес к такому каналу со стороны международного бизнеса"

АНТАЛЬЯ, 30 июня. /ТАСС/. Турция исходит из того, что конвенция Монтрё о статусе проливов продолжит действовать и после ввода в строй судоходного канала "Стамбул", параллельного Босфору. Об этом заявил в среду глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу на пресс-конференции с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Анталье.

"Конвенция Монтрё не связана с каналом "Стамбул" и наоборот - канал никак не связан с конвенцией. Монтрё будет применяться нами без изменений, как и было до этого. Мы следуем каждой букве этой конвенции. К тому же она регулирует не только проход судов, но и передвижения военных кораблей, сроки их пребывания в Черном море, тоннаж", - заявил Чавушоглу. Он напомнил, что "в тексте самой конвенции прописаны процедуры ее изменения или денонсации", и они известны, но с появлением канала "никаких изменений в конвенции Монтрё не будет".

Министр отметил, что строительство канала фактически началось 26 июня, и Анкара убеждена в необходимости новой судоходной артерии между Мраморным и Черным морем, и "есть большой интерес к такому каналу со стороны международного бизнеса".

"Трафик судов по Босфору создает очень большие риски. 45 тыс. судов в год проходят проливы сейчас, а к 2050 году их будет 80 тыс. Торговые суда очень долго ждут [прохода по Босфору]. Мы не разрешаем движение со взрывоопасным грузом. Но с появлением канала, все эти вопросы будут решены. И повторю, связи с Монтрё здесь нет", - сказал он.

Проект канала "Стамбул" был анонсирован президентом Турции Тайипом Эрдоганом в 2011 году. Канал длиной 45 км, шириной 275 и глубиной 20 метров призван стать новой судоходной артерией в западной части Стамбула, соединяющей Черное и Мраморное моря. Он разделит европейскую часть страны на две. 26 июня прошла церемония начала строительства первого моста через будущий канал, таким образом началась фактическая реализация проекта.