22 июля 2014, 03:25,
обновлено 22 июля 2014, 15:02

Олланд: Франция поставит России первый "Мистраль" в срок

ИТАР-ТАСС/ EPA/ ANATOLY MALTSEV
Судьба второго корабля зависит от позиции Москвы по украинскому кризису

ПАРИЖ, 22 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Иван Батырев/. Французская сторона выполнит свои контрактные обязательства по строительству первого корабля типа "Мистраль" для ВМФ РФ и передаст его в срок. С таким заявлением выступил президент Франции Франсуа Олланд. При этом он отметил, что работа над вторым вертолетоносцем будет зависеть от позиции Москвы по украинскому кризису.

"Сделка была заключена в 2011 году, корабль почти готов и должен быть передан в октябре", - сказал французский лидер на встрече с журналистами Ассоциации президентской прессы.

Как он особо отметил, о срыве поставки этого вертолетоносца речи быть уже не может. "Россия заплатила", - указал глава республики, добавив, что в противном случае Франции пришлось бы "выплачивать неустойку €1,1 млрд" российской стороне.

Говоря о выполнении оставшейся части контракта, подразумевающей завершение строительства второго вертолетоносца данного типа, Олланд подчеркнул, что "это будет зависеть от поведения России". "Об этом я говорю крайне ясно, - добавил он. - Однако на данном этапе не принято никаких решений по санкциям, которые могли бы нас вынудить отказаться от этого".

По словам президента, в случае если такие ограничения в отношении Москвы все же будут введены, это "должно будет произойти на уровне Евросоюза и будет касаться лишь будущих поставок техники". "Пока этого нет, посмотрим, будет ли Россия себя плохо вести", - цитирует АФП Олланда.

ОСК приветствует решение Франции

Заявление президента Франции о готовности передать первый вертолетоносец типа "Мистраль" российской стороне свидетельствует о надежности этой страны как партнера по военно-техническому сотрудничеству. Об этом заявил ИТАР-ТАСС официальный представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Кравченко.

"Мы считаем, что обе стороны - РФ и Франция - понимают высокую ценность стабильности и предсказуемости при осуществлении таких беспрецедентных межгосударственных проектов, как постройка "Мистралей", - сказал он. "В ОСК приветствуют заявление президента Франции передать России первый "Мистраль" вопреки давлению, оказанному на Париж извне третьей страной, пытавшейся сорвать сделку", - подчеркнул Кравченко.

Он считает неслучайным совпадение по времени заявления французского лидера с завершением стыковки корпуса второго десантного вертолетоносного корабля-дока (ДВКД) "Севастополь", которая прошла накануне во французском Сен-Назере "практически идеально". "Степень совпадения геометрически составных частей была еще более высокой, чем на первом вертолетоносце. Между тем французская сторона очень высоко оценила качество работ, проведенных корабелами ОСК при сооружении кормовой части первого корабля", - напомнил официальный представитель ОСК.

"Что касается увязывания поставки второго "Мистраля" с изменением политики Москвы по кризису на Украине, то, естественно, к судостроительной компетенции это не относится", - добавил Кравченко.

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что решение о закупке второй пары "Мистралей" будет приниматься после начала эксплуатации первых двух судов. "После эксплуатации этих двух кораблей, где мы поставим свое оборудование, свои вооружения, мы посмотрим, нужны ли нам корабли такого класса", - сказал зампред правительства.

Контракт на строительство "Мистралей"

Контракт на сумму в €1,12 млрд на строительство Францией вертолетоносцев для ВМФ России был подписан в июне 2011 года. В настоящий момент на верфях французского города Сен-Назер завершается строительство ДВКД "Владивосток" - первого из двух кораблей данного типа для ВМФ РФ. Сейчас там проходят обучение 400 российских моряков, которые готовятся к несению службы на новых вертолетоносцах.

Второй корабль, получивший название "Севастополь", был заложен в июне 2013 года на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербурге - там, по условиям контракта, строилась кормовая часть вертолетоносца. На минувшей неделе она была доставлена на буксире в Сен-Назер, где будет проходить завершающий этап строительства. Как ожидается, "Севастополь" будет передан ВМФ РФ в конце 2015 года.

ДВКД типа "Мистраль" имеют водоизмещение 21 тыс. тонн, максимальную длину корпуса - 210 м, скорость - до 18 узлов, дальность плавания - до 20 тыс. миль. Численность команды вертолетоносца - 170 человек, дополнительно он может принять на борт 450 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, шесть из которых могут одновременно размещаться на взлетной палубе. Грузовая палуба корабля может вместить более 40 танков или 70 автомашин.

Последствия непоставки "Мистралей" для РФ и Франции

"Если называть вещи своими именами, то увязка Францией поставки второго "Мистраля" России с ее политикой по кризису на Украине является позорным явлением в межгосударственных отношениях и наносит Парижу как иностранному партнеру по военно-техническому сотрудничеству невосполнимый ущерб, - заявил ИТАР-ТАСС бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко. - Получается, что с Францией другим странам вообще нельзя вести никаких серьезных дел, ибо она в любой момент может отказаться от своих обязательств".

"Согласно всем нормам цивилизованного общения между государствами, - продолжил он, - французы, заключив с нами контракт на постройку двух "Мистралей" и получив за это круглую сумму в евро, обязаны его полностью выполнить и передать корабли России, несмотря ни на какие обстоятельства". "Здесь не должно быть никаких отговорок. Поэтому увязка Францией выполнения контракта с политикой России по украинскому кризису является неприемлемой", - считает собеседник.

Боевому потенциалу российского ВМФ России возможная непоставка Францией России второго "Мистраля" не нанесет абсолютно никакого ущерба, убежден экс-начальник Главного штаба флота. Однако, если отказаться от покупки ДВКД типа "Мистраль" уже нельзя, считает Кравченко, приобретать нужно не один корабль, а пару. "Иметь на нашем флоте один "Мистраль" - плохо, два - еще ничего, по крайней мере, можно будет обеспечить приемлемое сервисное обслуживание кораблей и при необходимости заменять их экипажи", - сказал адмирал.