НЬЮПОРТ /Великобритания/, 4 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Кризис на Украине и определение вектора отношений с Россией станут главными темами двухдневного саммита глав государств и правительств НАТО, открывающегося в валлийском Ньюпорте. Можно ожидать, что США и несколько их ближайших союзников попытаются задать новую динамику и цель Североатлантического альянса на долгосрочную перспективу под лозунгом противодействия России.
"Заморозки" на грани холодной войны
"Одна из целей предстоящего саммита НАТО - подчеркнуть единство стран Альянса перед лицом действий (России - прим. ИТАР-ТАСС)", - заявил в среду в ходе своего визита в Таллин президент США Барак Обама. Однако, как отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в эфире "Русской службы новостей", у лидера США навязчивая идея приписать России деструктивную роль в украинском кризисе.
28 августа НАТО прямо обвинила РФ в направлении военных на территорию Украины, представив в качестве "доказательств" пять мелкомасштабных и нечетких спутниковых фотоснимков. На них рамочкой обведены размазанные квадратики, размерами в пару миллиметров: эти изображения НАТО назвала "российской военной техникой", которой к тому же управляют кадровые российские военные.
Отношения России и НАТО максимально деградировали за последнюю четверть века. Из-за украинского кризиса Альянс прервал все программы сотрудничества, практически не проводятся заседания Совета Россия-НАТО (СРН), хотя сама площадка сохраняется.
Главным двигателем кризиса в отношениях НАТО с РФ в Европе выступают страны Прибалтики, Польша, Великобритания.
Президент Литвы Даля Грибаускайте на саммите ЕС 30 августа уже заявила, что "Россия воюет на Украине против всей Европы".
Согласно официальной позиции НАТО, Альянс не собирается останавливать работу Совета Россия-НАТО, который он намерен оставить как площадку для политического диалога с РФ. НАТО также не намерена разрывать Основополагающий акт Россия-НАТО, в котором зафиксировано, что стороны более не считают друг друга противниками. НАТО исключает возможность перенацеливания системы ЕвроПРО на Россию. В то же время Альянс оставит замороженными на неопределенный срок программы сотрудничества с РФ, а также примет политическую декларацию, в которой заявит, что в сложившихся условиях не может считать РФ стратегическим партнером. Вопрос о выгодах, которые Россия получила за последние 10-15 лет от этого стратегического партнерства, остается открытым.
Иными словами, в отношениях будут закреплены "заморозки", но без формального объявления холодной войны, чем, по мнению экспертов, как раз и стал бы разрыв Основополагающего акта, роспуск СРН и перенацеливание ПРО.
Возможны также "мелкие дипломатические пакости" в отношении РФ в ходе двусторонних и многосторонних встреч на полях саммита. В частности, его участники могут попытаться скоординировать позиции по блокированию участия РФ в предстоящем саммите G20. Сама идея трудно осуществима в силу того, что этот форум включает слишком много государств, не входящих в НАТО и не разделяющих позицию Запада по отношению к РФ.
Перспективы Украины в НАТО
НАТО примет декларацию по Украине, выражая, по словам генсека военно-политического блока Андерса Фога Расмуссена, "непоколебимую поддержку суверенитету и территориальной целостности, мирному урегулированию кризиса", а также процессу демократических реформ.
Вопрос о членстве Украины в НАТО на саммите даже не будет рассматриваться: она останется в статусе партнера. Что касается запросов Киева о помощи оружием и военным снаряжением, то эта тема не входит в компетенцию НАТО, но может быть затронута украинским президентом Петром Порошенко в ходе двусторонних контактов с лидерами отдельных стран Альянса, в первую очередь США.
Расмуссен уже рассказал, на что конкретно может рассчитывать Украина. НАТО создаст "четыре трастовых фонда для финансирования реформ по модернизации украинской армии по четырем направлениям: логистика, командование и контроль, кибероборона, а также содействие военному персоналу, включая раненых". Некоторые страны альянса объявят о первых вкладах. Украина также будет приглашена к широкому участию в военных учениях НАТО, других программах, а также в Силах быстрого реагирования Альянса.
Это сотрудничество будет строиться на перспективу, "речь не идет о помощи, которая могла бы помочь Киеву (в операциях) в краткосрочной перспективе", сообщил ИТАР-ТАСС представитель Североатлантического альянса.
Базы НАТО у границ России
Львиную долю времени НАТО потратит на обсуждение собственных внутренних действий, которые могут повысить ее уверенность в способности противостоять той скрытой российской угрозе, о которой постоянно говорят страны Балтии и Польша.
По словам Расмуссена, Альянс намерен принять Оперативный план повышения боеготовности, усилить свои командно-штабные структуры в Восточной Европе, создать запасы снаряжения и продовольствия и проработать возможные способы доставки подкреплений для "обеспечения защиты всех стран-членов НАТО".
Лидеры блока также рассмотрят возможность создания до пяти наземных баз в регионе с постоянным персоналом до 600 человек на каждой. Речь также пойдет о расширении морского и воздушного присутствия НАТО близ российских границ. Однако процесс этот может затянуться, поскольку платить за базы придется самим странам Восточной Европы, где эти объекты могут быть развернуты.
Альянс также намерен повысить боеготовность своих 25-тысячных Сил быстрого реагирования, которым пока на развертывание нужно до трех недель. НАТО хочет сократить этот срок до 2 суток. Кроме того, еще более быстрые силы реагирования, так называемый экспедиционный корпус, из 10 тыс. человек хотят дополнительно создать в структуре НАТО Великобритания, Дания, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша и Эстония.
Нет сомнений в том, что на саммите остро встанет вопрос о военных расходах. США требуют, чтобы все страны НАТО довели свои военные бюджеты минимум до 2% ВВП, что на сегодняшний день, кроме самих Соединенных Штатов, сделали лишь четыре государства Альянса. Вашингтон крайне недоволен, что именно на нем лежат основные траты на оборону: на США приходится свыше 70% оборонных расходов НАТО. Вашингтон намерен использовать украинский кризис, чтобы заставить партнеров раскошелиться.