Проверено ТАСС

Дрейфующая опасность. Украинские морские мины угрожают странам Черноморского бассейна

В понедельник 28 марта Минобороны Турции сообщило об обнаружении мины в море недалеко от границы с Болгарией. 26 марта в Босфоре был зафиксирован аналогичный случай. Эти инциденты связывают с нарушением Украиной международной Конвенции о постановке подводных мин
Редакция сайта ТАСС
28 марта 2022, 16:10

Пролив Босфор

Содержание

С чего все началось

19 марта ФСБ России заявила, что мины, установленные ВМС Украины на подходах к портам в Черном море, могут дрейфовать в сторону Босфора и Средиземноморья. 

После начала проведения Российской Федерацией специальной военной операции ВМС Украины установили на подходах к портам Одесса, Очаков, Черноморск и Южный около 420 мин, произведенных в первой половине XX века. Из-за шторма стали происходить обрывы тросов (минрепов), соединяющих мины с донными якорями. 

В Центре общественных связей ФСБ пoдчеркнули, что Вооруженные силы Украины "в очeредной раз демонстрируют пoлное игнорирование основ междунарoдного права и пренебрежение челoвеческими жизнями, в том числе и грaждан государств Европейского сoюза".

Как развивались события

22 марта Управление навигационной гидрографии и океанографии ВМС Турции выпустило уведомление, предупреждающее о дрейфующих минах в Черном море. 

"Поступили заявления об установлении мин в портах Одесса, Очаков, Черноморск и Южный. В результате обрыва тросов они могут дрейфовать, создавая опасность для судов", — говорилось в сообщении. В ведомстве также призвали находящиеся в указанном регионе суда проявлять бдительность в связи с этой проблемой.

26 марта Министерство национальной обороны Турции сообщило о нейтрализации в проливе Босфор объекта, напоминающего мину.

"После обнаружения 26 марта гражданским коммерческим судном объекта, похожего на мину, в прибрежной зоне Босфора группы подводной обороны были оперативно направлены к месту происшествия. Объект, похожий на мину, был взят под контроль командами подводной обороны, и было предпринято вмешательство для его нейтрализации", — говорится в заявлении ведомства. 

28 марта турецкие военные сообщили об обнаружении мины в Черном море недалеко от границы с Болгарией. 

"28 марта 2022 года недалеко от границы с Болгарией у побережья Игнеада была обнаружена мина, куда была оперативно направлена команда подводной обороны. Мина была взята под контроль, началась операция по ее нейтрализации", — говорится в распространенном заявлении Минобороны Турции.

По словам главы Минобороны Турции Хулуси Акара, он обсудил данную тему с представителями РФ и Украины. Акар также отметил, что после инцидента в регионе стали дежурить тральщики ВМС Турции.

"[Обнаруженная в Босфоре] мина оказалась миной старого образца. Ее изучают, чтобы понять, кому она принадлежит. В настоящее время нет каких-либо помех для движения в Босфоре", — позже сообщил Акар в интервью турецким журналистам.  

Также днем 28 марта еще одна морская мина была обнаружена примерно в 70 километрах от румынского полигона Капу Мидия (уезд Констанца на юго-востоке страны). Об этом сообщил штаб ВМС Румынии.

Согласно сообщению, минный заградитель "Вице-адмирал Константин Бэлеску" с группой водолазов-саперов на борту отправился в район, где была обнаружена дрейфующая мина. Указано, что мина была замечена этим утром румынским рыболовным траулером. Позднее штаб ВМС сообщил, что "мина была уничтожена без проблем".

Мнение эксперта

По словам военного обозревателя Дмитрия Литовкина, установка мин в акватории Черного моря — военное преступление. Достаточно малейшего шторма, чтобы они сорвались с якорей и отправились в свободное плавание к берегам Болгарии, Румынии и Турции. 

Дмитрий Литовкин указывает и на серьезную опасность в случае поражения миной судна в таком оживленном судоходном районе, как Босфор. "Мины вполне могли "завалить" какой-нибудь сухогруз. Это может произойти абсолютно так же, как в Суэцком канале, когда контейнеровоз поперек встал, то же самое может произойти в Босфоре. <…> Там есть определенный фарватер. Если в этом фарватере кто-то ляжет, то уже будет проблема", — предупреждает Литовкин. 

При этом он считает, что визуально обнаружить мину не составляет труда, поскольку это постоянная практика. "На любом флоте есть постоянные учения по обнаружению мин плавающих и по их уничтожению средствами артиллерии. Это нормальная дисциплина, которая отрабатывается во время каждого выхода в море любого корабля. На флоте есть силы, которые, зная, что есть опасность минных постановок, идут первыми перед кораблями", — рассказал эксперт, добавив, что противоминные подразделения поднимают мины с помощью тралов и уничтожают их. 

Однако долгосрочная опасность от подобной бесконтрольной постановки все равно сохраняется. "У этих мин, которые были поставлены сейчас, в силу возраста и времени изготовления такой электроники [позволяющей сдетонировать в определенный момент — прим. ТАСС] нет. Поэтому они опасны постоянно. То есть они могут простоять несколько десятков лет и в самый неподходящий момент взорваться", — предупреждает Литовкин.
    

Что говорят в Минобороны России

"При ухудшении гидрометеорологических условий в северной части Черного моря сохраняется угроза дрейфа сорванных якорных мин вдоль побережья причерноморских государств (дрейфующие мины достигнут территориального моря Румынии через четверо суток, а Болгарии — через десять суток", — сообщил 26 марта начальник Национального центра управления обороной Российской Федерации генерал-полковник Михаил Мизинцев.

По его словам, в украинских портах заблокированы 67 иностранных судов из 15 стран. "Созданные официальным Киевом в своих внутренних водах и территориальном море угроза обстрела и высокая минная опасность не позволяют судам безопасно покинуть порты Херсона, Николаева, Черноморска, Очакова, Одессы, Южного и выйти в открытое море", — перечислил генерал.

Он подчеркнул, что "со стороны Российской Федерации никакой опасности свободе гражданского судоходства не создается". "В подтверждение этому Российская Федерация ежедневно с 08:00 до 19:00 мск открывает гуманитарный коридор, который представляет собой безопасную полосу движения в юго-западном направлении от территориального моря Украины протяженностью 80 и шириной три морских мили. При этом до настоящего времени украинская сторона готовность обеспечить безопасность выхода иностранных судов в район сбора не подтвердила и всячески уклоняется от взаимодействия по решению данного вопроса", — сказал Мизинцев.

В настоящее время, как заявляют в Минобороны России, не менее десяти украинских мин уже сорвались с якорей и дрейфуют в западной части Черного моря, что создает реальную угрозу для военных кораблей и гражданских судов. 

Международное законодательство

В соответствии с Конвенцией о постановке подводных мин воспрещается ставить закрепленные на якорях автоматически взрывающиеся от соприкосновения мины, которые не делаются безопасными, когда срываются со своих тросов.