МОСКВА, 5 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Франция не сможет продать строящиеся для России вертолетоносцы "Мистраль" третьей стране в случае разрыва контракта в первую очередь из-за дороговизны этих кораблей. Такую точку зрения высказал в беседе с корр. ИТАР-ТАСС эксперт Центра анализа стратегий и технологий Максим Шаповаленко.
"В случае разрыва контракта французы получат только головную боль: никому продать эти корабли они не смогут, - считает специалист. - Нет желающих покупать эти дорогие корабли, да еще с ледовым усилением корпуса, сделанным специально под российский заказ. Были переговоры с ЮАР, но окончились ничем".
Как считает, в свою очередь, эксперт по военно-морским вооружениям, обозреватель "Независимого военного обозрения" Владимир Щербаков, если контракт будет сорван, Франция может передать один из двух кораблей своим ВМС, однако второй будет лишним. "Франция хотела построить еще один "Мистраль" для себя, при этом финансирование его строительства должно осуществляться и за счет денег от контракта по российскими вертолетоносцам. В случае разрыва контракта французы получат еще один корабль в довесок, что для ВМС Франции избыточно", - сказал он.
Нужны ли России "Мистрали"
Специалисты придерживаются разных точек зрения, нужны ли России такие вертолетоносцы, однако сходятся в том, что они могут пригодиться на Дальнем Востоке. По мнению Шаповаленко, эти корабли России необходимо получить, "поскольку это качественно новый шаг в развитии морских десантных сил". "Дожидаться, пока наш ОПК создаст нечто подобное, нет времени. "Мистраль", как универсальный экспедиционный корабль, совмещающий штабные и десантные функции, будет чрезвычайно полезен именно на Дальнем Востоке для проведения различных операций в районе Сахалина, Камчатки и Чукотки", - считает Шаповаленко. Он также отметил, что российский ОПК вовсю работает на этот проект: создается система управления, разрабатывается спецтопливо, подписан контракт на создание авиагруппировки для этих кораблей - 32 вертолета Ка-52К, - разрабатывается свое ракетно-артиллерийское вооружение.
Щербаков, напротив, высказал мнение, что "Мистраль", как корабль управления экспедиционных сил, не нужен ВМФ России. "Ближние операции успешно можно проводить с имеющимися десантными кораблями, а для дальних операций необходимо создавать целую группировку для такого вертолетоносца. В одиночку посылать его к берегам Африки или Юго-Восточной Азии никто не будет. Да и нет необходимости в проведении таких дальних операций", - сказал он.
С другой стороны, считает специалист, если "создавать систему обороны на Дальнем Востоке с упором на морскую составляющую, то универсальность "Мистраля" может пригодиться при наличии авиационных и морских сил прикрытия".
Разрыв контракта не станет трагедией для РФ
Ранее замминстира обороны РФ Юрий Борисов заявил ИТАР-ТАСС, что Минобороны РФ не видит особой трагедии в возможном отказе французской стороны от исполнения контракта на поставку России кораблей типа "Мистраль". Он отметил, что "отказ от этого контракта не будет трагедией в плане перевооружения и реализации госпрограммы вооружения".
Как заявил в четверг президент Франции Франсуа Олланд, условием передачи России "Мистралей" является "прекращение огня и начало политического урегулирования" на Украине. "Франция не приостановила и не отменила сделку, решение вопроса о поставке "Мистралей" будет зависеть от событий ближайших недель, - заявил он. - В случае если произойдут новые осложнения, контракт расторгнут не будет, но произойдут задержки поставки".
Контракт на сумму €1,12 млрд на строительство Францией вертолетоносцев "Владивосток" и "Севастополь" для ВМФ России был подписан в июне 2011 года. Корабли строятся на верфях в Сен-Назере. Передача России "Владивостока" запланирована на 1 ноября этого года.
Вертолетоносцы типа "Мистраль" имеют водоизмещение 21 тыс. тонн, максимальную длину корпуса 210 м, скорость до 18 узлов, дальность плавания до 20 тыс. миль. Численность команды вертолетоносца - 170 человек, дополнительно он может принять на борт 450 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, 6 из которых могут одновременно размещаться на взлетной палубе.