13 сентября 2014, 23:37
Кризис на Украине

Прошло 100 дней с момента прихода Петра Порошенко к власти на Украине

ИТАР-ТАСС/ Михаил Палинчак
За это время он подписал 213 указов, экономическую часть Соглашения об ассоциации с ЕС и отдал распоряжение о прекращении огня на востоке страны

КИЕВ, 14 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Время подводить первые итоги наступает для Петра Порошенко: 100 дней назад, 7 июня, он вступил на пост президента Украины, первым свои указом принял на себя полномочия верховного главнокомандующего вооруженных сил и в своей инаугурационной речи изложил план урегулирования ситуации на востоке, предусматривавший, в частности, проведение досрочных выборов и децентрализацию власти.

С тех пор он подписал в общей сложности 213 указов, в основном посвященных административным вопросам, совершил поездку в Брюссель, где 27 июня подписал экономическую часть Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, объявил о проведении досрочных выборов в Верховную раду, произвел перестановки в составе Совета национальной безопасности и обороны, в конце августа принял участие во встрече с главами государств Таможенного союза, а после достижения договоренностей в рамках трехсторонней контактной группы в Минске 5 сентября отдал распоряжение о прекращении огня на востоке страны.

Минские договоренности

Выступая 12 сентября на ежегодном форуме "Ялтинская европейская стратегия" с речью, в которой, фактически, подводились результаты его трехмесячного пребывания на посту президента, Порошенко уделил особое внимание вопросам, связанным с достигнутыми в Минске договоренностями и их последствиям для Украины. Он назвал Минский процесс "очень важным" и выразил уверенность в том, что эти договоренности "существенно повлияют на восстановление мира и стабильности" в стране.

"Когда мы начали мирный процесс, мало кто считал, что мы можем установить мир, даже непрочный, но все же мир, - заявил он. - Но с каждым днем все больше людей начинают считать, что мы добьемся успеха на этом очень сложном пути". В то же время он в очередной раз заявил о том, что "не может быть никакого компромисса относительно территориальной целостности и независимости" Украины.

Законопроект об особом статусе

Затронув вопрос об одном из ключевых положений мирного урегулирования - законопроекте об особом статусе для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, который должен быть представлен на рассмотрение Верховной рады, он попытался успокоить критиков из числа крайне правых, заверив их в том, что эта инициатива не поставит под вопрос существование унитарного государства.

"Некоторые испытывают обеспокоенность по поводу проекта закона о предоставлении особого статуса отдельным районам Донецкой и Луганской области, - отметил Порошенко. - Никакой угрозы для суверенитета и территориальной целостности он не несет. Передача власти из центра на места будет осуществлена примерно в том же масштабе, как это сделано в отношении местных органов власти в Польше".

Фактически, пояснил он, полномочия местных органов власти в Донецкой и Луганской областях предлагается свести лишь к решению вопросов, касающихся использования языка на этой территории и определения расходов из местных бюджетов, в то время как вопросы внешней и военной политики остаются у центральной власти. В этой связи он отметил необходимость проведения досрочных местных выборов в Луганской и Донецкой областях с тем, чтобы "появились люди, которые будут представлять жителей этих областей".

"Надеюсь, что парламент поддержит этот законопроект", - добавил президент Украины.

Украинские политологи с осторожностью оценили возможности принятия "особого статуса" для отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

"Пока неясно, в чем именно будет заключаться этот особый статус, - отметил руководитель Института медиамоделирования и политико-экономического анализа "Перспектива" Евгений Черненко.

"Существует серьезная вероятность того, что он выльется в фактический выход части Донецкой и Луганской областей из-под юрисдикции Киева. При этом неясным остается вопрос, кто при таких условиях должен финансировать восстановление пострадавших от войны территорий", - сказал он.

Политолог считает, что исключительно важным в таких условиях станет вопрос о том, куда именно будут направлены средства, предназначенные для восстановления инфраструктуры востока Украины. По мнению руководителя Центра политических исследований "Пента" Владимира Фесенко, если положения Минских договоренностей "будут выполняться хотя бы постепенно", то есть шанс на "переход от перемирия к мирной стабилизации Донбасса".

Война, перемирие и ассоциация с ЕС: сто дней президента Порошенко

Ассоциация с ЕС

В экономической части своей предвыборной программы Петр Порошенко уделял особое внимание вопросам отношений с ЕС и в инаугурационной речи в парламенте заявил, что что "уже держит в руках ручку" для подписания экономической части Соглашения об Ассоциации Украины с ЕС.

Соглашение, действительно, было подписано всего несколько дней спустя, и 16 сентября этот документ, который Порошенко уже назвал "историческим", будет предложен на утверждение депутатам Верховной рады. В то же время президент Украины признал, что политика Украины должна быть "достаточно гибкой" в переговорах по созданию всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС, чтобы сохранить отношения и с Россией.

"Вопрос о всеобъемлющей зоне свободной торговли (ЗСТ) и вопрос об ассоциации сейчас для России важнее, чем вопрос мира, и поэтому мы должны быть достаточно гибкими в переговорах о ЗСТ", - сказал глава государства, добавив при этом, что Украине "очень важно иметь перспективу членства в ЕС".

Отношения с НАТО

Еще один внешнеполитический приоритет украинского президента - планы стать ведущим союзником США за рамками НАТО. Как сообщил он на "Ялтинской европейской стратегии", этот вопрос будет обсуждаться во время его предстоящей на будущей неделе поездки в США.

Ранее министр юстиции Украины Павел Петренко не исключил возможности того, что Киев может получить такой статус уже в 2014 году. Введение подобного статуса в двусторонних отношениях означает возможность участия в совместных оборонных инициативах, поставку ограниченных видов вооружения, совместное участие в космических проектах. Как отметил в этой связи украинский политолог Михаил Погребинский, вопрос о членстве Украины в НАТО "сейчас вряд ли можно рассматривать всерьез". Появление этого вопроса он связывает с избирательной кампанией. "Думаю, инициаторы разговора на эту тему понимают, что ни Украина, ни НАТО не готовы к тому, чтобы включить Украину в состав НАТО", - подчеркнул он.

Внутриполитические приоритеты

Среди внутриполитических приоритетов Порошенко важное место занимал вопрос о проведении внеочередных выборов в Верховную раду. Такая возможность ему предоставилась в конце июля, когда в парламенте развалилась проправительственная коалиция, из которой вышли партии "УДАР" и "Свобода".

После того, как в течение месяца депутаты не смогли сформировать новую коалицию большинства, Порошенко получил право распустить Верховную Раду и назначить внеочередные выборы на 26 октября.

Как отметил политолог Владимир Фесенко, "Верховная рада кардинально будет обновлена и по количественным параметрам, по составу политических сил она будет разительно отличаться от ее нынешнего состава". Он признал, что в Верховной Раде нового, 8-го созыва, будет достаточно депутатов популистского толка, однако "в парламенте, скорее всего, будет создана устойчивое, достаточно стабильное и весомое большинство, которое будет поддерживать и правительство, и президента, что станет большим плюсом по сравнению с нынешней ситуацией".

Сам Порошенко, говоря о будущем составе парламента отметил, что "даже если нам не понравятся депутаты, избранные Донбассом, это лучше, чем автоматные очереди". Доказать это ему придется после того, как Верховная рада нового созыва приступит к работе.