СМИ: США должны убедить Анкару открыть НАТО доступ в Черное море

Вашингтон должен ответить "собственной разносторонней дипломатией", отметил президент Йорктаунского института Сет Кропси в статье в газете The Hill

ВАШИНГТОН, 23 мая. /ТАСС/. Власти США в рамках обсуждения с Турцией вопроса вступления в НАТО Финляндии и Швеции должны убедить Анкару разрешить кораблям НАТО доступ в Черное море. Такое мнение бывший помощник министра обороны США (в администрациях Рональда Рейгана и Джорджа Буша - старшего), основатель и президент Йорктаунского института Сет Кропси выразил в статье, опубликованной в воскресенье газетой The Hill.

Как полагает Кропси, присоединение Швеции и Финляндии к НАТО "стало бы стратегической выгодой для Североатлантического альянса и для США", а позиция Анкары, которая выступила против вступления Стокгольма и Хельсинки в альянс, представляет собой "дипломатический сигнал" для вашингтонской администрации. "[Президент Турции Тайип] Эрдоган надеется извлечь все возможные выгоды от стратегического поворота назад к США и НАТО, сохранив при этом полную свободу действий в Сирии и Ливии. США должны ответить своей собственной разносторонней дипломатией", - считает Кропси.

"Президент [США Джо] Байден должен действовать быстро, принять во внимание мотивы Эрдогана и должным образом обхаживать Турцию для укрепления позиций НАТО в долгосрочной перспективе. Его ответ должен включать побуждающие факторы и уступки", - говорится в статье.

В качестве "побеждающего фактора" США, как полагает Кропси, должны "выступить за смягчение или отмену", санкций, введенных в отношении Турции за закупку ею российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400, возвращение Анкары в американскую программы производства истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35 и одобрение поставки Турции истребителей F-16. "Но США должны не просто подкупить Турцию. Взамен они должны получить согласие Турции на присутствие ВМС НАТО в Черном море. Со стороны Турции это было бы эскалационным решением, которое способно подорвать ее дипломатическую роль между Украиной и РФ, но НАТО получила бы огромную стратегическую выгоду", - поясняет Кропси.

Как он утверждает, в случае продолжения конфликта на Украине Россия "может экономически давить на Украину, препятствуя морскому экспорту" из нее. "Очевидным политическим ответом НАТО, как отметил ранее [бывший Верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе адмирал ВМС США в отставке] Джеймс Ставридис <...> является система "сопровождения" [судов], подобная операции Earnest Will (операция по конвоированию кувейтских танкеров, которую ВМС США проводили в Персидском заливе во время ирано-ираской войны). <...> Однако одобрение Турции критически важно для этой миссии", - пишет Кропси.

Эрдоган заявил 18 мая, что Турция не поддержат принятие в НАТО Швеции и Финляндии, пока они не определят свое отношение к террористическим организациям, в частности к Рабочей партии Курдистана (РПК), которую Анкара считает таковой. Аналогичное заявление он сделал 16 мая, отметив, что выступает против вступления Финляндии и Швеции в НАТО в связи с отказом этих стран выдать Турции лиц, причастных к деятельности РПК.

Ситуация на Украине

Президент России Владимир Путин объявил 24 февраля о проведении военной операции на Украине в ответ на просьбу руководителей республик Донбасса о помощи. Он подчеркнул, что в планы Москвы не входит оккупация украинских территорий, а целями являются демилитаризация и денацификация страны. США и их союзники в ответ ввели против РФ масштабные санкции и начали осуществлять поставки Киеву вооружений.

28 февраля Эрдоган заявил, что Анкара "намерена использовать полномочия, предусмотренные Конвенцией Монтрё в отношении Черноморских проливов таким образом, чтобы предотвратить эскалацию российско-украинского кризиса". А глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара рассматривает происходящее на Украине как войну, вследствие чего намерена следить за выполнением положений Конвенции Монтрё. 28 февраля Чавушоглу сообщил, что Турция предупредила все прибрежные и не прибрежные страны о закрытии прохода для военных кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы.