ТАСС-ДОСЬЕ. 30 августа 2022 года на 92-м году жизни умер Михаил Горбачев, последний генеральный секретарь ЦК КПСС (1985-1991), первый и единственный президент СССР (1990-1991). Высказывания иностранных государственных деятелей о Горбачеве - в материале ТАСС.
Рональд Рейган, президент США (1981-1989)
"Я считаю, что президент Горбачев отличается от предыдущих советских лидеров. Я думаю, что он знает некоторые недостатки своего общества и пытается их исправить" (из прощального обращения к нации 11 января 1989 года).
"Сейчас, когда я оглядываюсь назад, я понимаю, что те первые письма с обеих сторон были осторожным началом того, что станет основанием не только лучших отношений между нашими странами, но и дружбы между двумя людьми" (из автобиографии "Жизнь по-американски", 1990 года).
Джордж Буш - старший, президент США (1989-1993)
"Нужно признать, что президент Горбачев добился поразительных вещей, и целями его политики гласности, перестройки и демократизации являются свобода, демократия и экономическая свобода" (из выступления в Верховном Совете УССР в Киеве 1 августа 1991 года).
Генри Киссинджер, госсекретарь США (1973-1977)
"Горбачев, пробившийся к известности через жесточайшую борьбу на всех уровнях коммунистической иерархии, был преисполнен решимости вдохнуть новую силу в передовую, как он считал, советскую идеологию";
"В высшей степени интеллигентный и обходительный, он (Горбачев) походил на несколько абстрактные фигуры из русских романов XIX века: космополитичный и провинциальный, интеллигентный, но несколько несобранный, проницательный, но лишенный понимания сути стоящего перед ним выбора";
"Проклинаемый собственным народом за огромные несчастья, случившиеся, когда он стоял у кормила неограниченной власти, и покинутый демократическими странами, ошарашенными его неспособностью удержать за собой эту власть, Горбачев не заслуживает ни экзальтированных восторгов, ни бесчестья, попеременно бывших его уделом. Ибо он унаследовал поистине неразрешимый комплекс проблем";
"Загадочность Горбачева достигла предела, когда он выступил в роли лидера-умиротворителя идеологически агрессивного, вооруженного ядерным оружием Советского Союза. Но когда политика Горбачева стала скорее отражением растерянности, чем конкретно поставленной цели, положение его пошатнулось";
"Горбачев осуществил одну из самых значительных революций своего времени. После своего ухода он оставил за собой поколебленные остатки империи, напряженно собиравшейся веками";
"Он хотел добиться своими действиями модернизации, а не свободы; он попытался приспособить Коммунистическую партию к окружающему миру; а вместо этого оказался церемониймейстером краха той самой системы, которая его сформировала и которой он был обязан своим возвышением" (из книги "Дипломатия", опубликованной в США в 1994 году, в России - в 1997 году).
Президент США Билл Клинтон (1993-2001)
"Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы" (На совещании Объединенного комитета начальников штабов 24 октября 1995 года).
Джордж Шульц, госсекретарь США (1982-1989)
"Я почувствовал глубокую приверженность Горбачева коммунизму как идеологии. Несомненно, он был новичком, но его подход состоял в том, чтобы починить систему, а не заменить ее" (из книги мемуаров "Потрясения и триумф: мои годы в качестве государственного секретаря" 1993 год).
Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании (1979-1990)
"Он достаточно умен и открыт, наделен определенным шармом и чувством юмора. Я уверена, что с этим человеком можно иметь дело. Мне он на самом деле понравился" (в письме президенту США Рональду Рейгану после первой встречи с Михаилом Горбачевым в феврале 1984 года).
"Мне нравится господин Горбачев. Мы можем вести дела вместе. Мы оба верим в наши политические системы. Он твердо верит в свою, а я твердо верю в свою. И никто из нас не сможет заставить другого изменить свою систему" (В интервью Би-би-си 17 декабря 1984 года).
Франсуа Миттеран, президент Франции (1981-1995)
"Я приветствую его как самого выдающегося человека в истории нынешнего столетия, добившегося появления демократии в своей стране, завершения холодной войны и разоружения" (реакция на известие об отставке Горбачева в декабре 1991 года).
Гельмут Коль, канцлер ФРГ (1982-1998)
"От Горбачева останется то, что он ликвидировал коммунизм, частично против воли, но де-факто он его ликвидировал. Без насилия. Без кровопролития. Кроме этого, из того, что действительно осталось, больше ничего не приходит мне в голову" (из воспоминаний немецкого публициста Герберта Швана "Наследие: записи Коля" 2014 года).
Эрих Хонеккер, генеральный секретарь Центрального комитета Социалистической единой партии Германии (1971-1989)
"Сейчас каждому стало понятно, что КПСС под руководством Горбачева сдала империалистам и Советский Союз, и все страны Варшавского договора. Сейчас все начинается снова, возможно, третья мировая война уже идет";
"Придя к власти, он сначала капитулировал как генсек, а потом погубил и всю КПСС. Все сторонники холодной войны от Рейгана до Буша встают на его защиту" (из последних дневниковых записей, датированных 1992 годом; отрывки опубликованы в Германии в газете Tagesspiegel в феврале 2012 года).
Вацлав Гавел, президент Чехословакии (1989-1992)
"Необходимо сказать, что Горбачев - это человек, благодаря которому произошли изменения мирового масштаба. Стало возможным проведение переговоров по разоружению. Освобождению народов Центральной и Восточной Европы также стало возможным благодаря его политике" (на итоговой пресс-конференции после чрезвычайного заседания Совета обороны Чехословакии 19 августа 1991 года).
Лех Валенса, президент Польши (1990-1995)
"Просто он (Горбачев), образно говоря, стал водителем большого трактора с прицепами. Трактор этот ехал в гору, нужно было преодолеть перевал и победить Запад. А по дороге ему поляки двигатель испортили. И Горбачев был вынужден немного сдать вниз. Но, слава Богу, что когда трактор ехал назад, не раздавил всех соседей по дороге. А Горбачев мог это сделать, у него была сила, было оружие" (в интервью агентству РИА Новости 9 ноября 2015 года).