16 февраля 2023, 13:47
Статья
Военная операция на Украине
Президент Белоруссии Александр Лукашенко. BelTA/ Handout via REUTERS
Президент Белоруссии Александр Лукашенко

Белоруссия готова принять участие в боевых действиях на Украине только в случае агрессии с украинской стороны, заявил в четверг белорусский президент Александр Лукашенко на встрече с журналистами.

Он рассказал, о чем собирается беседовать в пятницу с российским коллегой, заверил, что Белоруссия не планирует проводить мобилизацию и не нуждается в стратегическом ядерном оружии, а также несколько раз призвал к мирному урегулированию ситуации вокруг Украины, ради чего белорусский лидер готов организовать встречу Владимира Путина с президентом США Джо Байденом.

ТАСС собрал основные заявления Лукашенко.

О встрече с Путиным

  • Лукашенко намерен обсудить с Путиным "вопросы безопасности, обороны" и темы, которые весной будут подняты на заседании Высшего государственного совета Союзного государства. В частности, речь пойдет о реализации задач "по энергоносителям, единому рынку, импортозамещению - как финансируются, как реализуются".
  • В Кремле сообщали, что лидеры рассмотрят "ключевые вопросы дальнейшего развития российско-белорусских отношений стратегического партнерства и союзничества, а также интеграционного взаимодействия в рамках Союзного государства".

О действиях против Украины

  • Белоруссия может начать боевые действия против Украины только в случае со стороны последней: "Мы не хотим войны. И мы ни в коем случае не собираемся вводить свои войска на территорию Украины. Если только вы оттуда не совершите агрессию на территорию Беларуси".
  • Россия никогда не просила, чтобы "Беларусь начала войну против Украины". При этом с белорусской территории наносились удары по украинским объектам "утром перед началом специальной военной операции".
  • В отличие от Запада, Белоруссия не отправила ни одного человека участвовать в боях на Украине: "Сколько Лукашенко туда послал человек? Сколько? Ноль! <...> Я туда не посылаю людей и не собираюсь этого делать".

О мирных переговорах

  • Киев должен воспользоваться возможностью прекратить боевые действия, пока "сейчас более выгодные условия для Украины". Ему не стоит выдвигать предварительные условия, в том числе требовать отвода российских войск, - "в данном случае это говорит о том, что они (украинские власти - прим. ТАСС) не хотят садиться за стол переговоров".
  • В мирном урегулировании на Украине не заинтересованы прежде всего страны Запада: "Вы не просто не готовы, это было бы для вас страшной трагедией и катастрофой, если бы сейчас начались мирные переговоры. Вам нужна война".
  • Белоруссия готова организовать в Минске встречу Путина с Байденом, который планирует на следующей неделе посетить Польшу: "Встретимся здесь втроем - два "агрессора" и "миролюбивый" президент. Почему нет? <...> Все проблемы решим здесь". "Мы хотим мира! Слышите, американцы? Мы хотим мира. Дайте команду [президенту Украины Владимиру] Зеленскому и сами сядьте за стол переговоров с Путиным, а я рядом сяду".

О Зеленском

  • Зеленский не в состоянии проводить самостоятельную политику, а его действия вредят в первую очередь его стране: "Володя Зеленский уничтожает Украину".
  • Ему следует думать не о военной помощи Запада, а "о том, как прекратить войну, чтобы не погибли еще там 100-200-300 тыс. украинцев". Однако вести диалог о мире стоит не с Зеленским и политиками, а с украинскими военными.

О причинах специальной военной операции

  • Причиной российской военной операции стали действия Киева: "Вы говорите "вторжение". А я считаю, что не вторжение. <...> Украинские власти сами спровоцировали эту операцию. <...> Я считаю, это защита интересов России и <...> русских людей".
  • Кроме того, к боевым действиям подталкивал Запад, который хочет "руками поляков расчленить Украину". Сама Польша - "гиена Европы" - сегодня играет самую активную роль в эскалации конфликта.

О мобилизации в Белоруссии

  • Белорусские власти не планируют объявлять мобилизацию: "Мы как работали, так и работаем. <...> Мобилизацию мы никакую не объявляли и не собираемся ее проводить и объявлять".
  • В Минске полагают, что Запад пытается втянуть республику в боевые действия, и готовятся к отражению возможной агрессии, но о непосредственной угрозе речи не идет: "Если мы почувствуем угрозу войны, мы проведем мобилизацию. Пока такой угрозы нет".

О ядерном оружии для Минска

  • Белоруссия подготовила боевые самолеты для несения тактического ядерного оружия, но в стратегическом не нуждается: "Мы не собираемся убивать американцев".
  • Ранее республика отказалась от ядерного оружия в обмен на гарантии неприкосновенности и неприменения санкций, но Запад нарушил договоренности: "Они на это наплевали, растоптали, применяют против нас санкции. Душат, где только возможно, в нарушение того договора".

О Финляндии и Швеции в НАТО

  • Возможное вступление Финляндии и Швеции в НАТО не создаст для России серьезной угрозы: "Никакой опасности они не представляют".
  • Москва разместит на российско-финской границе два армейских корпуса, "вооруженных самым современным оружием, которое на Украине не применяется": "Хотя я думаю, и одного хватит".

О возвращении эмигрантов

  • Власти Белоруссии заинтересованы в возвращении соотечественников, которые покинули страну: "Я хочу, чтобы они жили здесь и работали здесь. И мы готовы прощать то, что можно простить. Вот такая у нас демократическая диктатура".

Об ответе Литве и Польше

  • Белоруссия ответит на закрытие Литвой и Польшей пунктов пропуска на границе с республикой: "Ответим мягко сначала. Не поймут - усилим. У нас достаточно для этого рычагов".
  • Минск планирует отвечать "пока симметрично, адекватно", но готов при необходимости прибегнуть к асимметричным мерам: "Они на столе. Но мы этого не хотим".

О лучшем будущем для Европы

  • "Самый лучший вариант для европейцев - это объединиться с Россией. Здесь ресурсы, там высокие технологии. И это был бы главный полюс планеты". Пока же Соединенные Штаты "наклонили Европу, поставили ее в позу и делают с ней все, что хотят".