ПАРИЖ, 9 апреля. /ТАСС/. Расходы на служебные поездки председателя Евросовета Шарля Мишеля и председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен оказались заметно больше, чем у их предшественников, и продолжают расти, что вызывает вопросы у представителей стран содружества. Об этом сообщила в воскресенье французская газета Le Monde.
В настоящее время идет согласование бюджета администрации главы Евросовета, который в 2024 году должен составить €2,6 млн, что на 27,5% больше по сравнению с 2023 годом. При этом расходы на поездки Мишеля и его делегаций составят почти €2 млн - на треть больше, чем в текущем году. Главной причиной такого роста называется "активная международная деятельность" в связи с конфликтом на Украине.
"На встрече по этому вопросу 9 марта девять стран, включая Германию, Италию и Польшу, все же попросили разъяснить основания для такого увеличения. Австрия и Словакия упомянули о "проблемах с имиджем", которые может вызвать подобный образ жизни", - пишет газета. Она напоминает, что расходы на поездки предшественников Мишеля на посту главы Евросовета Дональда Туска (2014-2019) и Хермана Ван Ромпёя (2010-2014) составляли менее €500 тыс., а весь бюджет их администраций укладывался в €1 млн. "Одной лишь инфляцией нельзя объяснить такой рост", - пишет Le Monde.
Внутренняя конкуренция
Фон дер Ляйен совершает зарубежные поездки заметно чаще своих предшественников, стоимость турне ее и всех еврокомиссаров в 2022 году оценивалась в €3,7 млн. По мнению источников, с которыми беседовала газета, назвали еще одной причиной увеличения расходов жесткую конкуренцию между главами Евросовета и Еврокомиссии, о которой стало известно в апреле прошлого года. Тогда во время официальной части встречи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом стул рядом с ним поставили лишь для Мишеля, а фон дер Ляйен пришлось устроиться на соседнем диване.
"Саммит ЕС - Украина в Киеве 3 февраля был симптоматичным. Его, как и подобает, анонсировал Шарль Мишель. Но бывший германский министр (Урсула фон дер Ляйен - прим. ТАСС) взяла инициативу в свои руки несколькими днями позже, объявив, что 2 февраля она отправится в столицу Украины со своими комиссарами, чтобы обсудить сотрудничество с министрами [президента Украины] Владимира Зеленского. В связи с этим бельгийский лидер решил совершить первую поездку самостоятельно 19 января <...> для подготовки встречи 3 февраля", - пишет газета.
Вопросы к авиации
В публикации ставится под вопрос и пристрастие европейских чиновников к дорогим частным самолетам. В отличие от глав государств и правительств у них нет собственного авиапарка, однако отказ летать обычными авиалиниями они объясняют несовпадением рабочего графика с расписанием рейсов. Поэтому еврочиновники прибегают к услугам частной авиакомпании Luxaviation, используя ее бизнес-джеты даже для поездок на сессии Европарламента в Страсбург, куда из Брюсселя ходят без остановок высокоскоростные поезда, или в Берлин и Вену, где стабильно плотный график обычных пассажирских рейсов.
Газета обращает внимание и на тот факт, что Мишель и фон дер Ляйен используют частные самолеты даже для поездок на мероприятия, посвященные борьбе с изменением климата, в том числе на Конференцию сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-27) в Египте или саммит "Один океан" во французском Бресте. Если в Египет оба чиновника отправились одним бортом более чем за €100 тыс., то в Брест каждый полетел отдельно.
Большая часть публикации посвящена расходам главы Евросовета. Самый дорогостоящий перелет он совершил в Китай 1 декабря 2022 года (визит по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина) - за этот рейс Luxaviation выставила счет в размере €460 тыс. "Это вызвало сильное раздражение в Париже и Берлине, где такую поездку сочли в то время ненужной", - указывает газета.