Односторонние ограничения
Ситуация с украинским зерном стала одной из главных проблем для стран Восточной Европы. Затоваривание собственных рынков ряда государств разоряет местных фермеров. Причиненные неудобства вынудили Польшу и Венгрию ввести запрет на поставки с Украины аграрной продукции до июня 2023 года. Страны объяснили такие меры отсутствием реакции со стороны Еврокомиссии на свои требования предоставить европейскую помощь венгерским и польским фермерам, которые понесли значительные убытки.
Следом за ними схожее решение приняла Словакия. Аналогичные меры рассматривает Болгария.
Еврокомиссия назвала односторонние запреты на поставки продукции из Украины неприемлемыми.
"В этом контексте мы считаем важным напомнить, что торговая политика ЕС — это исключительная компетенция всего сообщества, поэтому любые односторонние действия неприемлемы", — обратили внимание в ЕК.
Зерновые протесты идут по Европе
Незадолго до введенных этими странами ограничений Восточную Европу охватили протесты из-за поставок украинского зерна, предназначенного для транзита в третьи страны, поскольку его часть остается на территории восточноевропейских государств и создает конкуренцию местному зерну.
Как следует из информации, предоставленной Евросовету Польшей, Болгарией, Чехией, Венгрией, Румынией и Словакией, импорт пшеницы с Украины вырос в несколько сотен или даже тысяч раз по сравнению с 2021 годом.
К тому же с января по ноябрь прошлого года с нескольких тысяч до нескольких миллионов тонн вырос импорт кукурузы с Украины в соседние страны Европы. Если в ноябре 2021 года импорт в Польшу равнялся 6 тыс. т, то за аналогичный период 2022 года он составил 1,6 млн т. Импорт в Венгрию в 2022 году составил более 900 тыс. т против 5 тыс. т в 2021 году, в Болгарию — 16,7 тыс. т против 361 т годом ранее. В прошлом году в Словакию поступило 250 тыс. т, хотя в 2021 году этот показатель был равен нулю. В Румынию в 2022 году поступило 1 020 тыс. т, данные за 2021 год по этой стране в документе не привели.
Помимо этого, наблюдается серьезный рост импорта с Украины других сельскохозяйственных товаров, в том числе сахара, мяса птицы, муки, некоторых молочных продуктов, семян подсолнечника или рапса.
Массовые акции протеста в Восточной Европе из-за резкого роста импорта продолжаются уже не первый месяц. Особенно активно негативное отношение к сложившейся ситуации выражают польские фермеры. В рамках манифестаций они перекрывали дороги в районе погранпунктов Дорохуск и Гребенне и не давали проезжать грузовикам из соседней страны. Еще в феврале портал Agropolska писал о такой акции, организованной ассоциацией "Обманутая деревня". Ее представители уточняли, что их протест аполитичен: они лишь требовали, чтобы зерно отправлялось из Польши в другие страны — африканские и ближневосточные.
Теперь протесты вспыхивают и в других государствах региона. 7 апреля подобные акции проводили румынские фермеры в Бухаресте и других городах страны, а также на пунктах пересечения границы. Они требовали от власти защиты от импорта дешевых зерновых с Украины, которые, по данным местных СМИ, нередко продаются по ценам на 70% ниже румынских.
"У нас разные производственные расходы. Мы соблюдаем правила отслеживания продукции и стандарты в отношении химических веществ, чтобы предложить потребителю чистую продукцию. Этого не происходит с ввозимыми из-за пределов ЕС зерновыми, которые генетически модифицированы, освобождены от фитосанитарного контроля и от таможенных пошлин", — возмущался один из участников акции протеста на КПП в Нэдлаке, уезд Арад на западе Румынии.
В тот же день контрольно-пропускные пункты на границе с Румынией начали блокировать болгарские аграрии. Из-за акций протеста на севере страны образовались пробки из сотен грузовиков. Манифестанты требовали изменить регламент ввоза товара с Украины и ввести самостоятельный контроль, поскольку болгарская продукция становится неконкурентоспособной из-за дешевизны украинской.
Почему возникли проблемы
После начала специальной военной операции России Киев столкнулся с ограничением возможностей экспорта зерна через черноморские порты, поэтому Украина начала искать альтернативные маршруты для поставок через страны ЕС.
В Стамбуле 22 июля 2022 года была подписана "Черноморская инициатива" (зерновая сделка) для предотвращения риска глобального продовольственного кризиса. Предполагалось, что значительная доля поставок будет направлена в развивающиеся страны, но фактически огромная доля зерна с Украины идет в Евросоюз, а не в беднейшие государства.
По данным ООН, к началу марта 2023 года из украинских портов около 780 судов вывезли порядка 23 млн т зерна. 52,6% продукции поступило в Европу и Центральную Азию, 24,8% — в Азиатско-Тихоокеанский регион, 14,3% — на Ближний Восток и в Северную Америку и лишь 2,6% — в государства, расположенные к югу от Сахары.
Российские власти не раз отмечали, что вторая часть зерновой сделки — Меморандум о содействии продвижению российской сельскохозяйственной продукции и удобрений на мировые рынки, — которая касается экспорта из России, не выполняется. В соответствии с этим меморандумом, подписанным между РФ и ООН, Москва взяла на себя обязательство продолжать поставки сельхозпродукции, а организация — подключиться к работе по снятию ограничений на эти поставки.
В конце сентября президент Владимир Путин назвал эту ситуацию "сплошным надувательством". Он отмечал, что только четыре судна с зерном из более 200 использовались в рамках программы помощи ООН.
Украинское зерно активно поступало в ЕС еще до заключения зерновой сделки. Евросоюз и Украина в 2016 году подписали соглашение о всеобъемлющей и углубленной зоне свободной торговли, в рамках которого было приостановлено действие пошлин и тарифов на многие украинские сельскохозяйственные товары. Экспорт с Украины в ЕС оставшейся части продукции был облегчен в прошлом мае благодаря так называемым линиям солидарности — сухопутным путям, по которым с Украины в ЕС вывозится зерно, а обратно направляется топливо и военное снаряжение. Именно такие меры и привели к существенному росту импорта продовольствия в Европе.
"Значительный импорт продуктов из одного источника во время национальных урожаев вызвал нарушения на рынках во всех вовлеченных государствах-членах. Часть импортируемого зерна поступает к отечественным переработчикам комбикормов, что приводит к снижению спроса на отечественное зерно", — отмечается в предоставленном Евросовету документе, содержащем информацию от пострадавших от роста импорта восточноевропейских стран.
Что предпринимают правительства
Власти этих государств пытаются принимать различные меры для смягчения последствий сложившейся ситуации. Согласно документу Евросовета, Польша, Болгария, Чехия, Венгрия, Румыния и Словакия предложили целый комплекс мер для улучшения ситуации, в том числе выплату компенсаций фермерам, закрытие "линий солидарности", создание складов для излишков сельхозпродукции и новых транспортных коридоров для нее, в том числе железнодорожных.
Министерство сельского хозяйства и развития сельской местности Польши уже обратилось к правительству с просьбой оказать пострадавшим аграриям финансовую поддержку, но фермеры считают эту меру недостаточной и требуют решить проблему системно.
В конце марта премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил о намерении продать скопившееся в республике украинское зерно "в Северной Африке, на Ближнем Востоке, куда оно должно было попасть" и добиться от Европейской комиссии ограничения его поставок.
Генеральный прокурор и министр юстиции Польши Збигнев Зёбро в конце марта попросил польское правительство запустить в Евросоюзе процедуры по восстановлению пошлин на поставки украинского зерна.
При этом депутаты польских оппозиционных партий призывают и вовсе остановить импорт украинского зерна и другой сельскохозяйственной продукции в республику. В частности, с таким предложением выступал депутат партии "Конфедерация" Кшиштоф Босак. "Потери для экономики исчисляются миллиардами. Это действительно большой экономический скандал", — сказал он.
Венгрия на фоне сложившейся ситуации решила ужесточить контроль за транзитными перевозками зерна с Украины по своей территории. Как объяснил министр сельского хозяйства Иштван Надь, это нужно, чтобы убедиться, что зерно действительно попадает в страны назначения, а не остается на рынках Центральной Европы. Он также предложил восстановить в Евросоюзе таможенные пошлины и количественные ограничения на украинское зерно.
ЕС обещает помощь
Как заявил в конце марта еврокомиссар по вопросам сельского хозяйства Януш Войцеховский, ЕК намерена предоставить помощь фермерам из Румынии, Болгарии и Польши. Общий пакет составит порядка €56 млн: €29,5 млн предназначаются Польше, более €16 млн — Болгарии и более €10 млн — Румынии.
Выделять помощь Венгрии и Словакии не стали, поскольку их совокупные объемы импорта и внутреннего производства не превысили средний показатель за пятилетку.
При этом отказываться от приостановки торговых пошлин для Украины в ЕК не намерены. В феврале Еврокомиссия предложила продлить ее до июня будущего года. В комиссии это объясняют стремлением смягчить сложную ситуацию, в которой оказались украинские производители и экспортеры из-за конфликта.
Что уже сделано
Как заявил 7 апреля украинский министр аграрной политики Николай Сольский после встречи с польским коллегой Робертом Телюсом, Украина воздержится от экспорта зерна в Польшу до нового маркетингового сезона, который начнется 1 июля. Как уточнил Телюс, об ограничении транзита украинского зерна через Польшу в третьи страны речь не идет. Министры договорились усилить контроль за тем, чтобы зерно не оседало на польской территории.
Незадолго до этого Матеуш Моравецкий заявил, что большинство поставляемого в Польшу с Украины зерна проходит транзитом. Он также утверждал, что поставки снизились в пять-шесть раз. Премьер-министр отмечал, что хранилища в Польше опустели и появилось место для польского зерна.
При этом польские фермеры утверждают, что ничего не было сделано. "Мы думали, что министр воспринял нас всерьез, но оказалось иначе. Через границу [поток зерна] как шел, так и идет. Даже ускорился", — сказал глава Ассоциации фермеров Замостья Марцин Собчук в интервью польскому новостному сайту Interia. Он отметил, что большая часть товаров проходит без контроля, "в лучшем случае обследуется только каждый второй вагон".
Лидия Мисник