2 апреля 2015, 21:57,
обновлено 2 апреля 2015, 22:02
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана

Госдепартамент: инспекции части ядерных объектов Ирана будут продолжаться в течение 25 лет

Джон Керри. ТАСС/ EPA/ LAURENT GILLIERON
Джон Керри
США будут отменять свои санкции поэтапно, если соглашение будет нарушено, санкции будут возвращены в действие, заявил госсекретарь США Джон Керри

ЛОЗАННА, 2 апреля. /ТАСС/. Иран перестроит свой реактор на тяжелой воде в Араке, чтобы он более не мог производить оружейный плутоний, заявил госсекретарь США Джон Керри.

По его словам, завод в Натанзе будет производить уран, обогащенный до 3,67%, только для гражданских целей.

"Мы - партнеры, и Иран дал согласие на то, чтобы единственным производством с потенциалом обогащения урана остался объект в Натанзе", - сказал Керри. При этом он подчеркнул, что даже в случае этого исключения предусмотрены серьезные изменения работы завода. "Большинство центрифуг и сопутствующих инфраструктур будут демонтированы, - сообщил глава Госдепартамента. - Уровень обогащения составит 3,76% - типичный уровень для гражданской энергетики, но даже не приближается к военным показателям".

Иран также возьмет на себя обязательство сократить свои запасы обогащенного урана на 98% за 10 лет. "Запасы будут либо обеднены, либо проданы на мировом рынке", - сказал Керри, указав, что в любом случае запасы радиоактивного урана должны будут покинуть пределы страны.

Как подчеркнул глава Госдепартамента, это обязательство вписывается в ряд ключевых мер, которые позволят гарантировать мирный характер иранской ядерной программы. "Мы договорились, что весь обогащенный уран будет вывезен за границу", - добавил Керри.

Соглашение с Ираном позволит увеличить до года время, необходимое для производства достаточного материала для создания ядерного оружия, сообщил Керри.

"Крепкое основание"

По его словам, Иран и "шестерка" согласовали ключевые критерии для достижения хорошего соглашения в июне. В то же время в договоренностях между Ираном и "шестеркой" остаются нерешенные проблемы.

"Сегодня - поворотный момент в этой многолетней истории, - сказал Керри. - Мы достигли консенсуса по ключевым параметрам, принятие которого даст мировому сообществу гарантию того, что иранская атомная программа носит мирный характер".

Как напомнил Керри, ранее американские дипломаты заявляли, что "не примут какое-нибудь соглашение, но только хорошее". "Отныне наши эксперты будут усердно работать над тем, чтобы к концу июня составить окончательный текст, - добавил он. - Политическое понимание деталей, которых мы достигли - крепкое основание для договора, который мы ищем".

Он также отметил, что инспекторы МАГАТЭ получат широкий доступ на ядерные объекты Ирана на 20 лет.

"Мы договорились, что Иран будет проходить регулярные и всеобъемлющие проверки, - сообщил глава Госдепартамента. - Они будут носить регулярный характер с возможностью максимального контроля, включая не только сами центрифуги, но и производство этих центрифуг". "Это критически важный шаг, это должно позволить пресечь любые попытки тайного изготовления ядерного оружия", - указал он.

США будут отменять свои санкции поэтапно, если соглашение будет нарушено, санкции будут возвращены в действие. Штаты начнут отмену санкций, когда МАГАТЭ подтвердит выполнение Ираном своих обязательств, уточнил Керри. "Существует ряд требований, включая демонтаж центрифуг", - сказал Керри

Как подчеркнул глава Госдепартамента, Иран "несет ответственность за выполнение этих требований". Джон Керри уточнил, что речь идет о финансовых и экономических санкциях, введенных в отношении Тегерана Вашингтоном.

Санкции ООН - "тема отдельных переговоров", - добавил он.

25 лет инспекций

В свою очередь в Госдепартаменте уже заявили, что международные инспекции некоторых ядерных объектов в Иране будут продолжаться в течение 25 лет, что предусмотрено Совместным всеобъемлющим планом действий по ядерной программе Исламской Республики, согласованным на переговорах в швейцарской Лозанне. Документ с указанием ключевых параметров этого плана уже распространен Госдепартаментом в Вашингтоне. В нем отмечается, что "усиленные инспекции иранских объектов, входящих в цепь снабжения ураном, продолжатся 25 лет". В число таких объектов входят, в частности, урановые месторождения и мельницы для измельчения урановой руды и получения так называемого "желтого пирога" - оксида урана, который может служить сырьем для получения как ядерного топлива, так и ядерных материалов военного назначения.

Согласно документу, сотрудники Международного агентства по атомной энергии /МАГАТЭ/ будут иметь "регулярный доступ ко всем ядерным объектам Ирана, в том числен объекту по обогащению урана в Натанзе и объекту в Фордо, который ранее использовался для обогащения".

Инспекторы будут использовать в своей работе "самые современные технологии", чтобы не допустить каких-либо секретных работ в рамках иранской ядерной программы.

Планируется, что международные эксперты продолжат также наблюдение за иранскими центрифугами и хранилищами ядерных материалов в течение 20 лет. "Иранская производственная база по созданию центрифуг будет заморожена поставлена под постоянное наблюдение, - говорится в справке госдепартамента. - Все центрифуги и инфраструктура по обогащению, удаленные с объектов в Фордо и Натанзе, будут находиться под постоянным наблюдением МАГАТЭ".

Международным сообществом будет создан "специальный канал снабжения ядерной программы Ирана" различными материалами и оборудованием, в том числе "двойного назначения", которые будут поставляться в страну только после предварительной проверки и одобрения каждой отдельной сделки.

Иран согласился соблюдать дополнительный протокол к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ, что позволит инспекторам получить более широкий доступ к его ядерной программе, включая "заявленные и незаявленные объекты". Кроме того, Исламская Республика будет обязана предоставить экспертам возможность вести расследование сообщений о "подозрительной деятельности" на любых ядерных объектах в стране. Тегерану также придется заранее уведомлять МАГАТЭ о намерениях построить любой новый ядерный объект и ответить на вопросы, вызывающие обеспокоенность со стороны агентства.