"Неожиданно быстро развившаяся инфекция"
Атмосфера вокруг Boeing продолжает оставаться напряженной. На фоне информации о дефектах, которые обнаруживаются в самолетах компании, появляются и новости о трагических судьбах тех, кто указывал на эти проблемы.
В США скончался второй осведомитель по расследованию о дефектах в продукции компании Boeing — экс-аудитор отдела качества одного из поставщиков корпорации — Spirit AeroSystems — Джошуа Дин. По данным газеты Seattle Times, он умер 30 апреля после "неожиданной быстро развившейся инфекции". При этом в материале обратили внимание, что он вел здоровый образ жизни. Около двух недель назад его госпитализировали из-за проблем с дыханием, у него была диагностирована стафилококковая пневмония. Его состояние стремительно ухудшалось, несмотря на медицинскую помощь.
По данным СМИ, Дина уволили из Spirit AeroSystems в прошлом году. Во время работы там он узнал, что механики нарушают технологию сверления отверстий в гермошпангоуте, о чем доложил начальству. Руководство проигнорировало ситуацию.
Тогда же в ходе проверки он не заметил другой дефект — из-за этого его уволили. Позже он сообщил о ситуации с нарушениями в Федеральное авиационное управление (ФАУ) США.
Смерть в разгар суда
В марте на первые полосы СМИ Boeing вывела другая трагическая новость: бывший сотрудник корпорации 62-летний Джон Барнетт был найден мертвым в США. Его фигура крайне значима в судебных разбирательствах Boeing, так как именно он давал показания о ненадлежащем качестве выпускаемой компанией продукции.
Барнетт проработал в Boeing более 30 лет, прежде чем уйти на пенсию в 2017-м. С 2010 года он был менеджером по качеству на заводе в Норт-Чарлстоне, где производился 787 Dreamliner — современный авиалайнер, который используется в основном на дальнемагистральных маршрутах, уточняет Би-би-си.
"Джон был глубоко обеспокоен безопасностью самолета и пассажиров, он выявил некоторые серьезные дефекты, которые, по его мнению, не были должным образом устранены. Он говорил, что у Boeing есть культура сокрытия, компания ставит прибыль выше безопасности", — приводит Associated Press слова брата Барнетта Родни.
По его словам, Джон переживал стресс из-за работы в Boeing, страдал от посттравматического стрессового расстройства и приступов паники из-за того, что "находился во враждебной рабочей среде". Как предполагает семья Барнетта, это "и привело к его смерти".
Впрочем, обстоятельства его кончины пока до конца не известны. Как пишет The Daily Mail, тело Барнетта было найдено в его грузовике на парковке отеля в Южной Каролине. В полиции Норт-Чарлстона утверждают, что он умер от раны, которую "нанес себе сам". При этом официального подтверждения этой версии нет. Правоохранители ждут дополнительных данных, способных пролить свет на эту ситуацию, которая "привлекла всеобщее внимание".
Барнетт находился в Чарлстоне для дачи показаний в связи с давним иском против компании, отмечает Би-би-си. Процедура должна была продолжиться в субботу, 9 марта, но Барнетт не явился в суд, и тогда представители компании связались с администрацией отеля.
В самом Boeing после появления новостей о смерти бывшего коллеги заявили, что опечалены его кончиной. "Наши мысли — с его семьей и друзьями", — отметили в корпорации.
О Boeing — честно
Имя Барнетта стало широко известно в 2019 году, когда он откровенно рассказал ряду СМИ о нарушениях, которые допускаются в работе Boeing при производстве самолетов. В частности, он говорил The New York Times о проблемах с качеством на заводе Boeing в Южной Каролине, где собирают лайнер 787. Барнетт утверждал, что во время работы обнаружил скопления титановых осколков, которые висели над проводами управления полетом в некоторых самолетах. Как он объяснял, если острые металлические части, образовавшиеся при установке крепежных элементов в гайки, проткнут провода, это может привести к "катастрофе".
Об этом факте Барнетт доложил начальству, но убирать осколки оно отказалось. Более того, в ответ на обращения о проблемах его, как он рассказывал, просто перевели в другую часть завода.
Другая его жалоба руководству, о которой он рассказал NYT, была связана с пропажей дефектных деталей. По его словам, факт их исчезновения повышает вероятность того, что они были установлены на самолеты. Когда он сообщил об этом начальству, ему велели закончить оформление недостающих деталей, не выясняя, куда они пропали.
Об этом в тот же год он рассказывал и Би-би-си. По его словам, сотрудники Boeing, находясь под давлением, намеренно устанавливали на самолеты на производственной линии некачественные детали. Как он утверждал, в некоторых случаях эти элементы даже вынимались из мусорных баков, после чего были установлены на строившиеся самолеты.
Все это делалось главным образом для того, чтобы избежать задержек на производственной линии. Как утверждал Барнетт, это стало беспокоить его вскоре после начала работы в Южной Каролине. Он переживал, что процесс сборки будет поспешным, из-за чего под угрозу будет поставлена безопасность продукции. Компания это отрицала.
Среди вопросов, которые заставляли Барнетта беспокоиться, были и серьезные проблемы с аварийными кислородными системами, которые должны были быть установлены на 787. Дефекты проявились во время испытаний. Как предупреждал Барнетт, в ходе них процент отказов составил 25%, а это значит, что каждая четвертая дыхательная маска не сработает в случае реальной чрезвычайной ситуации.
Об этом он тоже предупреждал руководство, но никаких мер за этим не последовало.
В Boeing эти обвинения отвергают, заверяя, что все самолеты безопасны и построены с соблюдением высочайшего уровня качества.
Эти утверждения, впрочем, оказались спорными и для Федерального авиационного управления США. Опасения Барнетта частично подтвердила проведенная в 2017 году регулятором проверка. В том числе было установлено, что местонахождение по меньшей мере 53 "не соответствующих требованиям" деталей на заводе было неизвестно и что они считались утерянными. Boeing было предписано принять меры, чтобы исправить ситуацию.
Что касается кислородной системы, компания объяснила, что в 2017 году "выявила несколько кислородных баллонов, полученных от поставщика, которые не срабатывали должным образом". Вместе с тем компания отрицает, что какие-либо из них действительно были установлены на самолетах.
ЧП и пристальное внимание
Сегодня производственные стандарты Boeing находятся под пристальным вниманием. Это связано с рядом чрезвычайных ситуаций, которые происходили с самолетами компании. В частности, беспокойство о качестве продукции корпорации связано с январским инцидентом с пассажирским самолетом Boeing 737 MAX 9 Alaska Airlines. Борт, который летел из Портленда (штат Орегон) в Онтарио (штат Калифорния), был вынужден совершить экстренную посадку в аэропорту вылета, потому что у него выпала секция фюзеляжа и экипаж объявил о разгерметизации. "Это было очень неожиданно. Мы только набрали высоту, и фюзеляж просто оторвался", — рассказал CNN один из пассажиров.
Расследование по данному факту запустило ФАУ. В январе оно постановило приостановить эксплуатацию некоторых самолетов Boeing 737 MAX 9.
В марте Financial Times сообщила о начале расследования по данному факту со стороны Минюста США.
Как пишет The Wall Street Journal со ссылкой на источники, знакомые с этим вопросом, у самолета могли отсутствовать болты, необходимые для крепления дверной заглушки, еще когда он покидал завод.
К слову, в январе о незатянутых болтах на дверях Boeing 737 MAX сообщали специалисты американской авиакомпании United Airlines.
Но судя по всему, настороженность в Boeing 737 MAX вызывают не только плохо закрепленные двери. В конце прошлого года ФАУ просило авиаперевозчиков проверить самолеты этой модели на предмет дефекта в системе управления рулем. Как объяснил регулятор, специалисты одной из международных авиакомпаний обнаружили, что на одном из болтов в системе управления рулем отсутствует гайка. Эксперты Boeing, в свою очередь, выявили незатянутый болт в рулевой системе одного из самолетов на этапе сборки.
Boeing 737, который производится с 1967 года и стал самым массовым пассажирским самолетом за всю историю пассажирского авиастроения, уже сталкивался с проблемами из-за дефектов воздушных судов. Наиболее травматичными для него стали две катастрофы. 29 октября 2018 года самолет Boeing 737 MAX 8 компании Lion Air потерпел крушение в Индонезии, жертвами катастрофы стали 189 человек. 10 марта 2019 года в Эфиопии разбился борт аналогичной модели авиакомпании Ethiopian Airlines, тогда погибли 157 человек.
Руководство Boeing признало, что в обоих случаях на борту самолетов перед их крушением имел место сбой в работе системы улучшения характеристик маневренности (MCAS). Многие страны, включая Россию, США и государства Евросоюза, после этого приостановили эксплуатацию самолетов Boeing 737 MAX по соображениям безопасности.
Boeing позже внесла изменения в работу MCAS. США сняли запрет на использование Boeing 737 MAX в ноябре 2020 года, после чего на такой шаг пошли и другие страны.
В Росавиации Boeing 737 MAX не прошли сертификацию. "А сегодня тем более мы лишены возможности получать запчасти и поддержку этих новых машин", — говорил в июле 2022 года министр транспорта РФ Виталий Савельев.
При этом полеты самолетов Boeing 737 MAX в российском воздушном пространстве были снова разрешены в июле 2022 года.
Лидия Мисник