МОСКВА, 10 апреля. /ТАСС/. Национальная прокуратура Польши продлила до конца года следствие по делу о крушении президентского самолета Ту-154М под Смоленском 10 апреля 2010 года.
"Следствие продлено до 31 декабря 2024 года", - говорится в сообщении на сайте ведомства. В заявлении отмечается, что следствие ведется в отношении трех российских авиадиспетчеров, которым вменяются "ошибки в ходе управления полетами в аэропорту Смоленск - Северный". Помимо этого, Национальная прокуратура республики проинформировала о том, что назначенная в 2019 году международная группа экспертов по расследованию причин произошедшего под Смоленском может представить свой доклад в августе нынешнего года.
В сентябре 2020 года стало известно, что 1-я следственная группа при Национальной прокуратуре Польши подала в районный суд в Варшаве ходатайство о временном аресте трех российских диспетчеров. Как сообщила тогда пресс-секретарь прокуратуры Ева Бялик, обвинения, предъявленные диспетчерам, касаются умышленного доведения до авиакатастрофы, что привело к смерти большого числа людей.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя планы арестовать российских диспетчеров, заявила, что Варшава игнорирует факты и доводит ситуацию до абсурда, пытаясь заработать на трагедии политические очки и обвинить в случившемся Россию. Захарова констатировала, что все попытки Варшавы добиться выдачи авиадиспетчеров тщетны. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремль негативно относится к обвинениям Варшавы по делу о крушении самолета с польским президентом Лехом Качиньским и требованиям об аресте российских диспетчеров.
Авиакатастрофа под Смоленском
Лайнер Ту-154М польского правительственного авиаотряда разбился утром 10 апреля 2010 года под Смоленском в условиях густого тумана. В результате погибли все 96 человек, находившиеся на борту, включая президента Польши Леха Качиньского и его супругу Марию. Высокопоставленная польская делегация летела в Катынь для проведения траурных мероприятий.
В докладе польской правительственной комиссии среди причин крушения воздушного судна названы ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS. Польские эксперты пришли к выводу, что причиной происшествия было снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг.
В октябре 2015 года к власти в Польше пришла правая партия "Право и справедливость". Новое правительство заявило о недостаточно тщательном изучении всех обстоятельств трагедии прежним руководством страны. В начале марта 2016 года была возобновлена работа правительственной комиссии по расследованию авиационных происшествий, которая еще в 2011 году закрыла дело об авиакатастрофе. В апреле 2019 года возглавивший к этому моменту комиссию Мачеревич сообщил, что лаборатория, близкая к Минобороны Великобритании, якобы обнаружила на обломках Ту-154 частицы взрывчатого вещества.
15 декабря 2023 года Министерство обороны Польши сообщило о решении закрыть эту комиссию. Было объявлено, что это решение Минобороны "не подлежит пересмотру".