26 июня 2015, 00:47
Кризис на Украине

Конституционная комиссия Украины представит проект конституционной реформы

Проведение конституционной реформы и децентрализации на Украине являются одним из основных требований комплекса мер по выполнению минских соглашений

КИЕВ, 26 июня. /ТАСС/. Конституционная комиссия Украины рассмотрит проект изменений в Основной закон, касающихся прежде всего децентрализации страны. Проведение конституционной реформы и децентрализации на Украине являются одним из основных требований комплекса мер по выполнению минских соглашений, одобренного главами государств "нормандской четверки" (Россия, Франция, ФРГ и Украина) и подписанного всеми участниками контактной группы по урегулированию 12 февраля.

Именно эти пункты, составляющие политическую часть соглашения, были на протяжении всего последовавшего периода переговоров наиболее трудной их частью, главным предметом непримиримых противоречий сторон.

Выводы Венецианской комиссии

Накануне стали известны выводы Венецианской комиссии в отношении представленных Киевом поправок в основной закон страны.

По мнению комиссии, предложенные Киевом изменения не оставляют возможности обеспечить особые условия отдельным административно-территориальным единицам (отдельным районам с особым статусом Донецкой и Луганской областей - прим. ТАСС). К сожалению, считает комиссия, это не позволит в будущем адаптировать законодательство к особенностям этих районов без внесения новых изменений в Конституцию страны.

Более того, проект поправок не обеспечивает конституционную основу для предложений, направленных на урегулирование нынешнего конфликта на Украине. Венецианская комиссия считает, что власти Украины должны добавить норму о том, что некоторые категории административных территориальных единиц могут быть созданы только принятием соответствующего закона. Эта формула, по мнению комиссии, "является нейтральной и открывает в будущем юридическую возможность для реализации минских договоренностей".

Будет ли особый статус?

В свою очередь глава Конституционной комиссии Украины Владимир Гройсман также признал, что подготовленные Киевом изменения в конституцию не предусматривают особый статус для отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Поясняя свою позицию, спикер отметил, что в стране "действует закон об особенностях местного самоуправления на отдельных территориях", инструментов которого, по его мнению, "достаточно для того, чтобы развивать местное самоуправление в отдельных регионах Украины".

Более того, Гройсман заявил, что никакие предложения со стороны провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) на заседании Конституционной комиссии обсуждаться в пятницу не будут. "Хочу подчеркнуть, что мы не получали отдельных предложений от контактной группы (по урегулированию ситуации на Украине). Как получим, будем в рамках Конституционной комиссии их рассматривать абсолютно публично", - пообещал он.

Между тем ДНР и ЛНР направили свой проект поправок в конституцию Украины еще 13 мая. 8 июня они представили дополнительные предложения, касающиеся сроков полномочий нынешних органов власти в республиках.

Ни в первом, ни во втором случае Киев не дал ответа. Поэтому в четверг, непосредственно в преддверии обсуждения поправок, провозглашенные республики еще раз выслали в Киев свои предложения.

"ДНР и ЛНР в очередной раз направили свои предложения украинской стороне, в частности спикеру Верховной Рады Владимиру Гройсману, - сообщил представитель ДНР в контактной группе Денис Пушилин. - Нами были разработаны и направлены: проект изменений в Конституцию Украины, разработанный ДНР и ЛНР в соответствии с минскими соглашениями, проект специального закона Украины о местных выборах в Донбассе, проект поправок в 10-ю статью Закона об особом порядке местного самоуправления".

Пушилин выразил надежду, что на этот раз "Киев найдет возможность ознакомиться с документами, так как их принятие является неотъемлемой частью имплементации минских соглашений". "Вместе с тем, мы были весьма удивлены тем, что Украина вместо того, чтобы напрямую вести диалог с республиками Донбасса, в первую очередь обсуждает изменения в главный закон страны с зарубежными экспертами", - отметил Пушилин.

Контрпродуктивной назвал эту позицию и полпред ЛНР Владислав Дейнего. "Киев продолжает обсуждать изменения в главный закон Украины со всеми, кроме Донбасса. Считаю такую позицию контрпродуктивной", - подчеркнул он.

Предложения республик

Проект изменений в Конституцию Украины, подготовленный представителями ДНР и ЛНР, предусматривает создание в Донецкой и Луганской областях "отдельных районов с особым статусом". Эти районы признаются неотъемлемой составной частью Украины, но в пределах полномочий, определенных Конституцией, могут самостоятельно решать вопросы, отнесенные к их ведению. При этом государство обеспечивает финансовую самостоятельность данных районов, им предоставляется право создавать собственные органы охраны общественного порядка - народную милицию.

Отдельным районам, согласно поправкам, предоставляется возможность проведения местных референдумов и выборов местных органов власти. Кроме того, они могут самостоятельно распоряжаться имуществом, принадлежащим этим районам.

На данных территориях должно быть обеспечено право на использование "русского и иных национальных языков", а также возможность заключения договоров с иностранными государствами "по вопросам, связанным с деятельностью этих районов".

При этом суды и органы прокуратуры должны входить в единую систему правосудия Украины. Но особенности назначения судей и деятельности судов в этих районах, как указывается в документе, определяются отдельным законом Украины.

Правительство Украины должно заключать соглашения с этими районами по экономическому, социальному и культурному развитию, а также по разграничению полномочий, способствовать развитию "трансграничного сотрудничества в этих районах".

Согласно документу на данных территориях не действует право президента принимать решения об отставке председателя местной государственной власти, даже если недоверие ему высказали две трети депутатов от состава областного или районного совета.

Статья об административно-территориальном устройстве Украины дополнена новыми административным объединениями - "отдельными районами с особым статусом Донецкой и Луганской областей". Особенности осуществления местного самоуправления в этих районах также определяются отдельным законом Украины.

Кроме того, предложено ввести в Конституцию норму, согласно которой закон Украины "об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" действует без временных ограничений.

Проект ДНР и ЛНР предусматривает также поправки о том, что "Украина не входит в военные блоки и союзы, сохраняет нейтралитет, воздерживается от участия в военных действиях за пределами своей территории".

Реформа или профанация?

Конституционная реформа на Украине "грозит обернуться грандиозной профанацией". Такое мнение высказал недавно лидер общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук.

Проект, подготовленный Конституционной комиссией Украины, считает он, не предполагает отказа от чрезмерной централизации и практически не меняет существующую систему в отношениях центральной и местной власти. "Речь идет не об изменении существующей системы, а всего лишь о незначительных подачках, которые центральная власть "с барского плеча" готова бросить тому или иному региону, но которые в любой момент может и отобрать. Получается, что все регионы равны… в своем подчиненном и бесправном положении. К чему может привести такая политика, мы видим на примере востока Украины", - подчеркнул лидер движения.