Финальный раунд переговоров по ядерной программе Ирана медленно набирает обороты

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф. AP Photo/ Francisco Seco
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф
Задача, стоящая перед всеми участниками переговоров стоит сложная - попытаться в условиях цейтнота сблизить позиции по целому ряду вопросов, в которых до сих пор нет консенсуса

ВЕНА, 28 июня. /Корр.ТАСС/. Финальный раунд переговоров "шестерки" (пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия) и Ирана по ядерной программе Тегерана медленно набирает обороты, и за три дня до крайнего срока их завершения, процесс консультаций далек от максимальных скоростей.

В австрийской столице, выбранной для нынешнего раунда, ожидают прибытия министра иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и главы европейской дипломатии Федерика Могерини. Они должны присоединиться к госсекретарю США Джону Керри, министрам иностранных дел Ирана Джаваду Зарифу и Франции Лорану Фабиусу, прилетевшим в Вену накануне. Параллельно с консультациями министров работа будет продолжена и на уровне экспертов. Задача, стоящая перед всеми участниками переговоров, тянущихся уже второе десятилетие, стоит очень сложная - попытаться в условиях цейтнота сблизить позиции по целому ряду вопросов, в которых до сих пор нет консенсуса.

О "существенных разногласиях" накануне в Вене говорили все - и Керри, и Зариф, и Фабиус.

"Нам предстоит проделать много тяжелой работы. Некоторые очень сложные вопросы еще остаются", - сообщил госсекретарь США, начиная встречу со своим коллегой из ИРИ. Лоран Фабиус в кратком выступлении перед журналистами, не получившими права задать ни один вопрос, в свою очередь подчеркнул, что остаются, как минимум три серьезных блока, по которым есть разногласия. Они касаются долгосрочных ограничений иранских возможностей по исследованиям и производству в ядерной области, верификации ядерных объектов, в том числе военных, а также автоматический возврат к санкциям в случае нарушения договоренностей со стороны Тегерана.

Эту позицию Фабиус уже выражал ранее, и именно поэтому Зариф дал ответ своему французскому коллеге еще до того, как тот прибыл в Австрию и выступил перед журналистами. Как заявил глава МИД Исламской Республики, Тегеран "не примет исключительных процедур" со стороны международных контрольных органов, а "снятие санкций должно произойти немедленно".

В качестве декораций к сложным переговорам в венском отеле "Кобург" выступают и довольно непростое отношение к обсуждаемой сделке со стороны "ястребов", как в Вашингтоне, так и в Тегеране.

В США не ослабевает давление на президента Барака Обаму, поставившему достижение договоренности с Тегераном одним из своих основных внешнеполитических приоритетов. 24 июня пять бывших близких советников главы Белого дома опубликовали открытое письмо, в котором предостерегли администрацию США от новых уступок Тегерану по ключевым аспектам ядерной сделки. Письмо примечательно тем, что среди его авторов - люди, которые в прошлом плотно участвовали в консультациях. Так, свои подписи под обращением, среди прочих, поставили один из ведущих в прошлом экспертов госдепартамента по вопросам нераспространения и контроля за вооружениями Роберт Эйнхорн, экс-советник Обамы по вопросам контроля над вооружениями Гэри Сеймор, бывший глава ЦРУ Дэвид Петреус.

Накануне вылета Керри в Европу сенаторы Роберт Менендес (демократ от штата Нью-Джерси) и Марк Кирк (республиканец от Иллинойса) внесли на рассмотрение Конгресса США законопроект, предусматривающий сохранение в силе еще на 10 лет ключевых односторонних американских санкций в отношении Ирана. И хотя немедленного голосования американского парламента по этой инициативе ждать не приходится - Конгресс с понедельника уходит на 11-дневные каникулы, момент для внесения законопроекта выбран очень точно. Позже Менендес также выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что при несговорчивости Тегерана, будет лучше "прекратить переговоры нежели чем принять плохое соглашение с Ираном".

На этой неделе масла в огонь подлил руководитель и духовный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, заявив о "красных линиях", идущих вразрез с согласованным в Лозанне совместным всеобъемлющим планом действий и призванным выступать основой для итоговой договоренности. Среди прочих Хаменеи резко высказался против замораживания исследований и разработок в ядерной области на длительный период, отверг возможность допуска на иранские военные объекты и подчеркнул, что санкции против республики должны быть отменены немедленно.

Теперь вопрос заключается в том, смогут ли министры, когда они, наконец, соберутся в Вене, вывести переговоры из возможного тупика, в который они рискуют зайти. По информации источника ТАСС, полноформатный министерский уровень может начаться в австрийской столице не ранее 30 июня. В этом случае крайний срок для достижения договоренности будет неизбежно продлен - по оценкам многих дипломатов на несколько дней, - хотя официально об этом никто пока не говорит.