17 мая, 12:10
Статья

Гагаузия — автономия на юге Молдавии, выступающая вместе с Приднестровьем форпостом пророссийских настроений в республике, оказалась в центре противостояния с президентом Майей Санду и правящей Партией действия и солидарности, взявшими курс на интеграцию в Евросоюз. События на Украине придали конфликту еще более острый геополитический характер

Комрат. Murat Bakmaz/ Anadolu via Getty Images
Комрат

Предки гагаузов — малочисленного тюркоязычного народа — жили на территории современной Болгарии, где приняли православие от Византии. Когда эти земли оказались под властью Османской империи, к ним отнеслись как к "неверным" — говорят на тюркском, но ислам не исповедуют. Когда расположенная в междуречье Прута и Днестра территория Бессарабии отошла к России по итогам русско-турецкой войны 1812 года, Александр I разрешил поселиться там гагаузам и другим христианам. Переселенцев освободили на несколько десятилетий от части налогов и воинской повинности, они получили и ряд других льгот. Эти исторические события сохранились в памяти гагаузов, которые подвергались гонениям на протяжении своей многовековой истории. С тех пор они трепетно относятся к спасшей их от исчезновения России.

С благодарностью к России

Во времена СССР гагаузы окончательно оформились как отдельный народ — у них появилась своя письменность, литература, был сохранен фольклор, что позволило в будущем сохранить свою идентичность. Вторым родным языком для гагаузов стал русский — одной из причин тому был и неоднородный этнический состав жителей этих территорий. Кроме гагаузов здесь обосновалось поселения болгар, также проживали молдаване, украинцы, русские, представители других народов, что сделало этот район одним из самых многонациональных в стране.

30 лет назад эскалация напряженности вокруг языковой проблемы привела к расколу Молдавии и вооруженному конфликту. В 1989 году организованный на волне горбачевской перестройки Народный фронт потребовал объявить государственным молдавский язык и по примеру соседней Румынии перевести его на латинскую графику вместо использовавшейся в советское время кириллицы. Вскоре парламент Молдавии законодательно оформил это требование, закрепив при этом за русским статус языка межнационального общения.

Принятие закона сопровождалось ростом напряженности в обществе: на левом берегу Днестра и в районах компактного проживания гагаузов вспыхнули протесты, участники которых потребовали узаконить в качестве второго государственного русский, на котором говорило более трети населения республики. В Кишиневе это требование отклонили. Дальше — больше. Парламент страны узаконил в качестве государственного флага румынский триколор, у соседней страны переняли гимн "Проснись, румын!". Затем сторонники Народного фронта, лидер которого Мирча Друк возглавил правительство, провозгласили на своем съезде курс на выход из состава СССР и объединение с Румынией. При этом радикально настроенные молдавские депутаты отклонили предложение гагаузских коллег начать работу над созданием автономии в районах их компактного проживания. В знак протеста те покинули законодательный орган и созвали на юге съезд депутатов всех уровней, который 19 августа 1990 года принял решение учредить Гагаузскую республику. Уже через две недели, 2 сентября, на левом берегу Днестра такой же съезд депутатов всех уровней провозгласил Приднестровскую Молдавскую Республику.

Кишинев объявил оба образования незаконными, и уже в ноябре на подавление Гагаузии отправились отряды вооруженных добровольцев под руководством премьера Друка. Жители гагаузских городов и сел, вооружаясь подручными средствами, вышли на оборону своих жилищ, из Приднестровья им на помощь были посланы рабочие дружины на десятках автобусов. Над Молдавией нависла угроза гражданской войны.

От неминуемого, казалось, кровопролития спасли внутренние войска МВД СССР, направленные занимавшим в то время пост президента СССР Михаилом Горбачевым. Свою роль сыграло и то, что президент Молдавии Мирча Снегур, которого в сентябре того же года избрал парламент, в отличие от премьера силовой вариант решения проблемы не поддержал — между ним и фронтистами наметились расхождения. В противостоянии победил Снегур — уже в 1991 году Друка отправили в отставку. А в 1994 году Народный фронт с треском проиграл выборы в парламент. Получившие в нем большинство умеренные политики заменили государственный гимн с румынского на молдавский, на государственном флаге появился молдавский герб, который отличал его от румынского триколора. В декабре 1994 года был принят закон об особом статусе Гагаузии, по которому непризнанная республика была преобразована в автономию со столицей в городе Комрате, получила право на самоопределение в случае утери Молдавией независимости. У нее появился свой парламент — Народное собрание и возглавляющий Исполнительный комитет башкан, который стал членом молдавского правительства.

Однако языковой вопрос еще не раз станет причиной конфликта в Молдавии. Так, в своей избирательной кампании 1996 года Снегур вновь предложит изменить название государственного языка с "молдавского" на "румынский", объяснив, что это соответствует научной истине. Эта инициатива расколола уже молдаван, большая часть которых не считала себя румынами. Выборы Снегур проиграл, а в 2001 году под лозунгом предоставления русскому статуса второго государственного языка к власти в Молдавии пришла Партия коммунистов, лидер которой Владимир Воронин стал президентом. Но это обещание так и не было выполнено из-за демонстраций протеста, устроенных в Кишиневе сторонниками прорумынских партий.

Между Западом и Востоком

После принятия закона о гагаузской автономии в 1994 году напряженность между Кишиневом и Комратом не исчезла — она то и дело вспыхивала, особенно в случаях, когда дело касалось отношений с Россией. Один из таких всплесков произошел в феврале 2014 года, когда 98% участников прошедшего при рекордной явке референдума в Гагаузии выступили против взятого властями Молдавии курса на интеграцию в ЕС и высказались за вступление республики в Таможенный союз, формируемый тогда Россией, Белоруссией и Казахстаном. Еще столько же поддержали тогда идею "отложенного статуса автономии", позволяющего выйти из состава Молдавии на случай, если республика потеряет независимость и объединится с Румынией.

Такой геополитический выбор был обусловлен не только исторической памятью. Основу гагаузской экономики составляет сельское хозяйство и виноделие, у производителей традиционно крепкие связи с Россией и странами СНГ. При этом Москва всегда играла значимую роль в гагаузской политике — в последние годы главами автономии традиционно выбирали политиков, выступающих за укрепление связей с Россией. Во время предвыборных кампаний сюда часто приглашали российских депутатов, политиков, звезд эстрады. Добрые отношения с Москвой сохранились и несмотря на то, что Турция как лидер тюркского мира уже много лет расширяет свою помощь и влияние в Гагаузии. 

Новый виток противостояния между Кишиневом с Комратом произошел после прихода к власти президента Майи Санду и проевропейской Партии действия и солидарности. Провозгласив курс на интеграцию в ЕС, глава республики пообещала гражданам наступление "хороших времен", победу над коррупцией, обязалась обеспечить "баланс во внешней политике, исходя из национальных интересов, со всеми странами, включая Россию". И обещала "построить такую Молдавию, где представители этнических групп будут чувствовать себя в безопасности, а их права, включая право на использование своего языка, будут защищены".

Но предвыборные лозунги так и не были реализованы. Вместо "хороших времен" страна была ввергнута в тяжелейший экономический кризис, инфляция впервые за 20 лет превысила 30% в годовом исчислении, в несколько раз выросли цены на газ, электроэнергию, резко подорожали продукты питания и услуги. Во властных структурах загремели новые коррупционные скандалы. Летом 2022 года в стране начались массовые акции протеста с требованиями отставки президента, правительства, проведения досрочных выборов в парламент.

На языке санкций

Санду переложила вину за кризис на Россию, которую обвинила в энергетическом шантаже, ведении гибридной войны и попытке устроить государственный переворот в Молдавии. Она также выступила за предоставление дополнительных полномочий правоохранителям. В стране был введен режим ЧП, полиция разогнала митинги оппозиции, запрещена трансляция новостных и политических программ из России, приостановлено вещание 13 молдавских телеканалов, которые предоставляли площадку оппозиции, были заблокированы свыше полусотни сайтов. Кроме того, уголовные дела заведены в отношении руководителей Партии социалистов, партии "Шор" и других оппозиционных формирований. Молдавский парламент, который контролировала правящая партия, приступил к денонсации соглашений, подписанных с СНГ, последовали массовые высылки российских дипломатов.

Вопреки обещаниям урегулировать проблему Приднестровья за столом переговоров, Санду наотрез отказалась встречаться с президентом непризнанной республики Вадимом Красносельским. Первый ее визит в Гагаузию состоялся только через два года после избрания и обернулся скандалом. На встрече с ней депутаты автономии призвали отправиться в Москву, чтобы договориться об урегулировании болезненных для страны проблем — снижении цен на газ, расширении рынка сбыта молдавских товаров в России, мерах защиты сотен тысяч находящихся там молдавских трудовых мигрантов, среди которых немало гагаузов. В ответ Санду объяснила экономические трудности конфликтом на Украине и уехала, отказавшись встретиться с тогдашней главой Гагаузии Ириной Влах. Следующий скандал разгорелся, когда власти Молдавии не пустили в автономию главу Татарстана Рустама Минниханова, который привез делегацию деловых людей для расширения давнего сотрудничества этого российского региона с автономией.

Проводя политику разрыва с Россией, молдавские власти активизировали сближение с Румынией — под контроль Бухареста спешно передаются значимые активы молдавской экономики, чиновники из соседней страны возглавили Национальный банк и назначаются на другие ключевые посты, молдавский язык в обход процедуры изменения конституции спешно переименован в румынский. Активно переформатируется и информационное пространство — на место вытесненных российских СМИ приходят румынские медиаресурсы. Эта политика находит поддержку в Румынии, премьер которой Марчел Чолаку недавно пообещал Кишиневу помощь, объяснив это тем, что в Молдавии живут румыны. "Нет молдаван, не существует молдавского языка, это румынский язык", — пояснил он свою позицию.

Под предлогом российской угрозы Молдавия, в конституции которой прописан статус постоянного нейтралитета, активно милитаризуется, увеличивая военные расходы и расширяя сотрудничество с НАТО. Вооруженные силы республики получили бронемашины из Германии, системы ПВО из Франции, беспилотники, боеприпасы и другое вооружение, провели ряд учений со странами альянса.

Деньги от ЕС за отказ от России

Отношения между Кишиневом и Комратом еще больше накалились весной прошлого года, когда победу на выборах главы Гагаузии одержала Евгения Гуцул, представляющая оппозиционную партию "Шор", которая жестко критикует политику конфронтации с Москвой. В прошлом году эта представленная в парламенте партия по обращению правительства была запрещена решением Конституционного суда. А ее лидер — Илан Шор был объявлен в розыск по обвинению в причастности к хищению из молдавских банков $1 млрд, которое в 2015 году спровоцировало акции протеста в Кишиневе, падение двух правительств и правящей коалиции проевропейских партий, которые поддерживали США и ЕС.

Сам Шор свою вину отрицает и заявил, что готов приехать из Израиля и оправдаться в суде, если он будет открытым и отменят решение о его аресте, которое политик считает незаконным. США и Великобритания по просьбе Кишинева ввели санкции против Шора и бывшего лидера Демократической партии Молдавии, олигарха Владимира Плахотнюка, которого прокуратура республики считает главным выгодополучателем хищения из банков. После смены власти в Молдавии в 2019 году Плахотнюк сбежал в США, власти которых отказались выдать его молдавским правоохранителям. Но затем покинул и эту страну.   

После победы на выборах Гуцул заявила о намерении расширять дружественные отношения региона с Россией. Кишинев попытался объявить выборы незаконными, в ЦИК автономии нагрянули с обысками молдавские прокуроры, но солидарность с Гуцул выразил парламент Гагаузии, в Комрате прошли стихийные митинги в ее поддержку. Власти Молдавии вынуждены были отступить, но Санду отказалась подписывать указ об утверждении главы Гагаузии членом правительства, хотя этого требует закон. Против Гуцул было возбуждено уголовное дело, последовали санкции. Решением молдавского парламента автономию обязали из своих средств компенсировать местным предпринимателям налог на добавленную стоимость, хотя ранее деньги на это выделялись из госбюджета республики. Это существенно снизило доходы бюджета Гагаузии. Также Комрат лишили помощи, которая поступает в Молдавию со стороны ЕС, — как объяснила Санду, "европейские деньги могут получать лишь те, кто выступает за евроинтеграцию". А депутат правящей партии Оазу Нантой открыто признал, что давление на гагаузов преследует цель заставить их отказаться от дружбы с Россией. "Проведите еще один референдум. И когда продемонстрируете, что хотите в ЕС, тогда, возможно, мы дадим вам деньги", — пояснил он, выступая по телевидению.

За помощью в Москву

Оказавшись в сложной ситуации, власти Гагаузии обратились к Москве — в марте 2024 года Гуцул попросила о помощи председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко. Она также побывала на Всемирном фестивале молодежи в России, на полях которого встретилась с президентом РФ Владимиром Путиным, которому рассказала о непростой ситуации в автономии. По итогам этих и других встреч с политиками и руководителями регионов Гуцул сообщила о договоренностях снять запрет на экспорт сельхозпродукции в Россию для производителей автономии, а также о выделении гуманитарной помощи для социально уязвимых слоев населения.

Ситуация в Гагаузии и Приднестровье усугубляется конфликтом на Украине. Из Киева не раз звучали предложения оказать военную помощь Кишиневу в усмирении пророссийских регионов. На левом берегу Днестра за два последних года произошла серия терактов — было обстреляно здание министерства госбезопасности, взорваны антенны одного из крупнейших в регионе радиотелецентров. Атакам дронов подверглись аэродром под Тирасполем, расположение приднестровского миротворческого контингента, территория арсенала в районе села Колбасна, где хранится около 20 тыс. т боеприпасов. Власти уже два года продлевают уровень террористической опасности, а Красносельский заявил, что следы диверсантов ведут на Украину.

В Молдавии тем временем стартовала президентская гонка — выборы запланированы на 20 октября этого года. Прошедшее осенью прошлого года голосование в местные органы власти показали, что правящая партия потеряла поддержку более трети избирателей, по опросам социологов, заметно просел и рейтинг президента. В конце 2023 года Санду выступила с предложением провести одновременно с выборами этой осенью референдум об интеграции в ЕС, который, как считают ее сторонники, поможет продавить ее переизбрание. Не желающие ссориться с Россией гагаузы, очевидно, мешают этому сценарию. Время покажет, учтут ли молдавские политики горький опыт прошлых лет в попытках развязать гордиев узел гагаузских проблем. 

Валерий Демидецкий