21 мая, 18:18,
обновлено 21 мая, 19:44
Санкции в отношении России

Кэмерон заявил, что G7 может изъять активы РФ в дополнение к использованию доходов

Peter Macdiarmid/ Getty Images
По мнению главы МИД Соединенного Королевства, ресурсы РФ могут сыграть роль при необходимости выплачивать репарации Украине

ЛОНДОН, 21 мая. /ТАСС/. Страны Группы семи (G7) не исключают возможность в будущем конфисковать замороженные российские активы в пользу Украины в дополнение к обсуждаемому сейчас предложению об использовании доходов от их реинвестирования. Об этом, выступая в Палате лордов британского парламента, заявил глава МИД Соединенного Королевства Дэвид Кэмерон.

"Я считаю очень важным указать, что мы не исключаем возможность принятия новых мер, которые коснутся непосредственно самих активов, так как вполне может настать время, когда Россия будет платить или должна будет выплатить Украине репарации за причиненный ей ущерб, и в этой ситуации активы, которые по-прежнему находятся у нас, могут сыграть очень важную роль", - отметил министр.

Глава Форин оффиса добавил, что на текущем этапе "лучшее может оказаться врагом хорошего", отметив, что на этой неделе министры финансов Группы семи будут обсуждать в первую очередь использование доходов, которые приносят российские активы. По его словам, возможность конфискации самих активов по-прежнему "вызывает нервозность" в ряде европейских стран, где была заморожена основная часть российских средств.

"Могу сказать, что мы успешно продвигаемся вперед. Если говорить откровенно, ты мы, возможно, предпочли бы более максималистичные меры, попытавшись использовать сами замороженные активы. Однако идея использования дохода с активов для того, чтобы Украина погашала проценты с большого займа, который может достичь $50 млрд, сейчас является основной", - отметил Кэмерон, выразив уверенность в том, что стороны достигнут соглашения.

Позиция США

В интервью британскому телеканалу Sky News министр финансов США Джанет Йеллен подтвердила, что Вашингтон поддерживает обсуждаемый G7 план, предполагающий, что доходы с активов РФ помогут Украине выплачивать кредит, размеры которого составят $40-50 млрд.

"Да, я думаю, что такая возможность есть, - сказала она. - Думаю G7 сейчас важно работать вместе, показав, что мы выступаем единым фронтом, а также продемонстрировав способность генерировать значимые ресурсы, чтобы поддерживать Украину в следующие несколько лет".

Посвященные этой теме совещания пройдут в Италии на министерском уровне 23-25 мая.

Шантаж Запада и отпор России

Как утверждал 8 ноября прошлого года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен, коллективный Запад не будет возвращать России ее замороженные активы в размере около $300 млрд, пока Москва не заплатит за специальную военную операцию (СВО) на Украине.

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в тот же день подчеркнула, что конфискация и замораживание российских активов Западом будут "иметь как прецедент негативные последствия в целом для развития глобальной финансовой системы". В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уточнил, что Москва намерена оспаривать, причем бессрочно, шаги Запада такого рода. Как он пояснил, это повлечет "очень серьезные судебные и юридические издержки для тех, кто такие решения примет и кто такими решениями воспользуется". Россия станет прорабатывать ответные меры, которые едва ли будут зеркальными, добавил представитель Кремля.

Директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева указала в начале декабря 2023 года на потенциальные риски для мировой финансовой стабильности и денежно-кредитной политики в случае возможной конфискации Западом активов РФ, замороженных за рубежом после начала СВО. Она отметила, что использование этих авуаров "должно было бы опираться на международную основу". Надо "очень тщательно учитывать, какими могли бы быть риски для денежно-кредитной политики и финансовой стабильности", заявила глава МВФ.