"Если сделки и можно добиться, то сейчас". У глав МИД Ирана и "шестерки" осталось 48 часов

EPA/ GEORG HOCHMUTH

Министры иностранных дел вернулись в Вену для согласования деталей, необходимых для окончательного урегулирования иранского ядерного досье

ВЕНА, 6 июля. /Корр.ТАСС Илья Дмитрячев, Юлия Семенова, Михаил Щербаков/. Иран и "шестерка" (пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия), ведущие в Вене переговоры по ядерному досье Тегерана, подошли вплотную к заключению исторического соглашения. Стороны находятся так близко к тому, чтобы "ударить по рукам", как никогда за 11 лет переговорного процесса, призванного с одной стороны поставить под контроль международного сообщества ядерную программу, а с другой - снять санкции, удушающие экономику почти 80-миллионной страны.

Однако ряд вопросов остаются до сих пор не разрешенными. И они столь остры и чувствительны, что могут похоронить переговорный процесс. В этой ситуации задача привести позиции к окончательному общему знаменателю ложится на министров иностранных дел, в воскресенье вернувшихся в Вену. В понедельник они проведут первое пленарное заседание с момента начала нынешнего финального раунда консультаций, стартовавшего 27 июня. Встреча их может оказаться довольно продолжительной, так как для выхода на договоренность у министров есть лишь 48 часов.

Последнее предупреждение Керри

В воскресенье госсекретарь США Джон Керри предупредил, что переговоры могут пойти по двум путям, завершившись как успехом, так и провалом. "Мы никогда не были так близко (к заключению соглашения)", - рассказал глава американской дипломатии в кратком обращении к прессе, ставшим фактически вторым появлением главы американской дипломатии перед журналистами за 9 дней венского дипломатического марафона.

Однако достигнутый прогресс, подчеркнул Керри, не означает, что сделка уже в кармане. "Сейчас эти переговоры могут пойти по двум направлениям. Если сложные решения будут приняты, то мы можем достичь соглашения на этой неделе. Но если они не будут сделаны, мы его не достигнем", - подчеркнул госсекретарь. Он предупредил, что США не будут бороться за сделку любой ценой и готовы "отойти в сторону" в случае, если у делегации Ирана не будет желания сотрудничать. Если сделка не будет хорошей, то ее не будет вовсе, предостерег глава американской дипломатии. И не важно, что президент США Барак Обама поставил достижение соглашение с Ираном своей основной внешнеполитической задачей.

Зариф предлагает сделать исторический выбор

Заявления Керри, прозвучавшие в решающий момент переговорного процесса, стали ответом на видеобращение главы МИД Ирана Джавада Зарифа, распространенное им за два дня до этого. Тогда министр государства, большинство населения которого исповедует шиитское направление ислама, призвал "шестерку" к историческому выбору, от которого будет зависеть, куда повернут отношения западного мира с Тегераном - в сторону "сотрудничества или принуждения". Зариф предложил "шестерке" смотреть дальше нынешних переговоров, и, завершив их успешным образом, сконцентрироваться на по настоящему важных вопросах, а именно, борьбе с религиозного экстремизмом, которое все более плотно охватывает Ближний Восток и Северную Африку под черными флагами расширяющими своей влияние фанатиками- суннитами из группировки "Исламское государство".

"Красные линии" переговорного процесса

И все же, прежде, чем говорить с Тегераном о сотрудничестве по проблемам экстремизма, "шестерка" хочет убедиться в том, что сама ядерная программа Ирана перестанет быть проблемой. И для этого требуется возможность для экспертов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) посещать иранские ядерные объекты, включая военные. Западные страны также хотят на месте прояснить все аспекты "возможных военных измерений" ядерного досье Ирана. То есть, на самом деле, получить ответ на вопрос, насколько верны были опасения в том, что Тегеран пытался создать ядерную бомбу. И до сих пор не ясно, как стороны разрешат эти вопросы, особенно если учесть, что на прошлой неделе лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи определил эти вопросы "красными линиями", которые иранская делегация в Вене не пересечет никаким образом.

Другой чувствительный вопрос - тема санкций, введенных Западом и СБ ООН в отношении Ирана. Они не только поставили заслон для иранского газа и нефти, по запасам которым страна занимает первое и четвертое место в мире, соответственно. Они также фактически отрезали Исламскую Республику от международной финансовой системы, иностранных инвестиций и привели к падению ВВП и росту безработицы. Запад хочет не только, чтобы ограничительные меры отменялись постепенно, но и чтобы они могли быть заново введены в случае нарушений Тегераном своих обязательств.

Последняя миля

Какие решения будут найдены по этим темам и будут ли они найдены вообще, будет понятно лишь по итогам встречи глав внешнеполитических ведомств Великобритании, Германии, Китая, России, США, Франции, верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности и министра иностранных дел Ирана. На данный момент ясно, что развязки осталось ждать не долго - продлевать переговоры или переносить их на другой месяц, чего не раз случалось ранее, никто не намерен.

"Мое послание таково - если сделки и можно добиться, то сейчас", - сказала в воскресенье журналистам глава европейской дипломатии Федерика Могерини, назвав процесс в Вене "последней милей переговоров". Она предупредила, что "плана Б" - иными словами, что делать в случае провала, ни у кого просто нет.