Белоруссия имеет статус партнера по диалогу в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с 2009 года, однако стремится повысить его до статуса наблюдателя. О том, что дает Минску участие в этой организации и какой вклад он может внести в ее развитие, ТАСС рассказал заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь Валентин Рыбаков, курирующий вопросы взаимодействия страны с универсальными и рядом региональных международных организаций.
- Кто будет представлять Белоруссию на саммите ШОС в Уфе? Какие задачи стоят перед белорусской делегацией? Запланированы ли двусторонние переговоры с какими-то главами делегаций?
- Хотел бы сразу отметить, что, имея статус партнера по диалогу, в Уфе мы не принимаем участие в мероприятиях по линии Шанхайской организации сотрудничества, так как это не предусмотрено уставными документами организации. Глава белорусского государства как лидер страны-члена ЕАЭС и страны-участницы ШОС приглашен президентом Российской Федерации В.Путиным принять участие во встрече в так называемом формате "аутрич", где будет встречаться с лидерами стран БРИКС, ШОС и ЕАЭС. С рядом лидеров государств, представленных на форуме, президент Белоруссии встречался совсем недавно (Россия, Китай, Индия, Пакистан) в рамках официальных визитов. Мы прорабатываем отдельные двусторонние встречи в Уфе с лидерами Афганистана, Ирана, Монголии, возможно, Бразилии. Естественно, круг встреч в кулуарах саммита будет более широкий.
- Белоруссия стала первой европейской страной, получившей статус партнера по диалогу в ШОС в 2009 году. Что дает Минску участие в этой организации в этом качестве? Какое различие в статусах наблюдателя и партнера по диалогу?
- Заявку на получение статуса наблюдателя ШОС Республика Беларусь подала еще в 2005 году, и мы ее не отзывали. Более того, наша заявка на получение данного статуса в 2012 году была возобновлена нотой министра иностранных дел. Что касается статуса партнера по диалогу, то мы реализуем его с 2010 года. Это позволяет представителям Республики Беларусь быть приглашенными к участию в ряде мероприятий организации.
Различие между статусом наблюдателя и партнера по диалогу в том, что наблюдатель вовлечен в большее число мероприятий более высокого уровня. Основные из них: открытие заседаний Совета глав государств или Совета глав правительств государств - членов ШОС, а также возможность присутствия на открытых заседаниях Советов министров иностранных дел и широком круге совещаний руководителей министерств и организаций государств - членов ШОС.
В течение первых пяти лет реализации статуса партнера по диалогу белорусская сторона в контакте с секретариатом ШОС в Пекине и председательствующими сторонами отрабатывала механизм взаимодействия Республики Беларусь с органами и рабочими структурами ШОС, активно участвовала в мероприятиях Организации, в частности, в совещаниях руководителей секретариатов советов безопасности государств ШОС, руководителей компетентных органов государств-членов ШОС по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, министров внутренних дел, министров культуры, министров транспорта, министров по науке и технологиям. Кроме этих официальных форматов, мы участвовали также в заседаниях Молодежного совета, форума ШОС, дипломатического клуба, ряде культурных мероприятий и многосторонних бизнес форумов. Ведущий банк нашей страны - ОАО "АСБ Беларусбанк" - является партнером Межбанковского объединения ШОС.
- Глава МИД Белоруссии Владимир Макей 8 июня по итогам переговоров со своим российским коллегой Сергеем Лавровым сообщил, что Минск заинтересован в том, чтобы участие Белоруссии в ШОС было обеспечено на более высоком уровне. Будет ли Белоруссия вновь подавать заявку на получение статуса наблюдателя? Поддерживают ли это его стремление члены ШОС, к примеру, Россия, Казахстан, Китай?
- Статус партнера по диалогу был введен на определенном этапе, поскольку члены Организации посчитали, что нежелательно, чтобы количество наблюдателей превышало число ее членов. С тех пор многое изменилось и в подходах, и в регламентирующих документах ШОС.
Касательно нашего стремления повысить статус Беларуси в организации, большинство стран-членов ШОС, включая Россию, Китай, Казахстан, активно поддерживают его. К сожалению, не удается до конца найти взаимопонимание по этому вопросу с Узбекистаном, но мы над этим работаем и надеемся на принятие согласованного всеми сторонами положительного решения.
- В каких сферах Белоруссия может эффективно сотрудничать в рамках ШОC? Какой она может внести вклад в развитие организации, каким поделиться опытом? Есть ли сегодня у Белоруссии возможности стать "западным коридором" ШОС?
- Наша страна непосредственно граничит с территорией ШОС. Со всеми странами-членами организации мы поддерживаем высокий уровень отношений, вплоть до союзного, как с Россией, или стратегического, как с КНР.
Рассматриваемые в рамках ШОС вопросы, как в сфере безопасности, так и в области экономики, гуманитарного сотрудничества актуальны не только для азиатского региона, но и в более широком географическом контексте. Беларусь - единственное полностью европейское государство в организации - имеет открытую границу с Российской Федерацией, поэтому подвержена тем же угрозам и влияниям, что и остальное пространство ШОС. Кроме того, занимая стратегически важное географическое положение между Европой и Азией, Республика Беларусь способна и готова органично дополнить экономическое сотрудничество в рамках ШОС, используя свой транзитный, промышленный и научный потенциал.
Мы также рассматриваем ШОС как дополнительную площадку для выстраивания двустороннего диалога между руководителями государств-участников, круг которых постепенно расширяется. Действительно, мы готовы как европейская страна стать своеобразным "западным коридором" ШОС и вносить свой вклад в деятельность организации, работать над тем, чтобы сотрудничество в рамках ШОС становилось более всесторонним и продуктивным.
Сегодня на пространстве ШОС реализуется очень серьезная инициатива Председателя КНР Си Цзиньпина о создании Экономического пояса Шелкового пути, в которой задействованы как участники ШОС, так и государства Европы. Беларусь, благодаря своему географическому положению между Россией и ЕС, может стать важным составляющим элементом такого пояса, особенно с учетом создания в нашей стране Китайско-Белорусского индустриального парка.
Развитие взаимодействия между ЕАЭС и КНР, ЕАЭС и ЕС, ЕАЭС и ШОС созвучно выдвинутой президентом Республики Беларусь А. Лукашенко идее "интеграции интеграций", которая заключается в том, чтобы не противопоставлять между собой интеграционные образования, создавая дополнительные барьеры, а стремиться выстраивать на пространстве континента Евразия условия максимально благоприятные для многостороннего международного сотрудничества. Участие в форуме в Уфе членов БРИКС с других континентов (Бразилия, ЮАР) делает такой диалог еще более важным. В каждом из членов БРИКС мы видим дружественные нам государства, очень значимых партнеров в политике и экономике.
Стремясь повысить свой статус в ШОС, Беларусь руководствуется, в первую очередь, прагматическими соображениями: мы исходим из наших собственных национальных интересов, а не стремления идти в чьем-либо фарватере. Мы ожидаем весомых результатов от участия в мероприятиях в сфере развития транзитного потенциала, расширения банковского, кредитно-финансового и инвестиционного взаимодействия.
Мы хотели бы присоединиться к договорной базе ШОС по обеспечению благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.
В последние годы в борьбе с "тремя силами зла" возрастает актуальность взаимодействия с государствами ШОС и в других форматах сотрудничества, таких как обеспечение безопасности на крупномасштабных международных мероприятиях, заседания по обмену информацией, совместные рабочие группы по борьбе с кибертерроризмом.
Отсутствие пограничных режимов в рамках интеграционных объединений в нашем регионе способствует процессу распространения наркотиков и новых психоактивных веществ, что требует от всех заинтересованных государств принятия дополнительных адекватных мер и четкого взаимодействия компетентных органов, наделенных полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Есть и другие региональные проблемы, в решение которых Беларусь, находящаяся на границе с Евросоюзом, могла бы внести свой вклад. Уверен, что обмен опытом и сотрудничество по этой линии могли бы быть полезными и взаимовыгодными.
- Западные наблюдатели отмечают, что ШОС создается как "мощный центр силы", одной из целей которой должно стать создание противовеса НАТО и США. Белоруссия одновременно стремится наладить полноценный диалог с Западом, с США, как будет сочетаться такое сотрудничество?
- Суть создания ШОС лежит в плоскости поддержания международного мира и стабильности. Эта организация "заточена" на противостояние тем угрозам, которые проистекают из распространения терроризма, наркотрафика, незаконного оборота оружия, нелегальной миграции. Подобные принципиальные для нашего времени вызовы волнуют и Беларусь. Мы, как одна из стран-основательниц ООН, не раз говорили о том, что глобальные вопросы необходимо решать исключительно совместными усилиями, направленными на стабилизацию ситуации не только в отдельно взятом регионе, но и в общем пространстве. В качестве активного участника Антитеррористического центра СНГ наша страна готова стать надежным партнером государств-участников Региональной антитеррористической структуры, созданной членами Шанхайской организации в 2004 году.
Было бы недальновидно не объединиться в этой работе, учитывая, что наши общие устремления направлены на создание солидного многофункционального механизма, способного с применением новейших методов и технологий дать адекватный ответ на новые вызовы и угрозы. Это один из векторов нашего сотрудничества.
Иным аспектом взаимодействия является экономическая составляющая - "интеграция интеграций". В состав ШОС уже входят две страны ЕАЭС - Россий и Казахстан, вскоре к Евразийскому экономическому союзу присоединится еще один участник ШОС - Кыргызстан. В свою очередь, Беларусь имеет тесные связи со странами ШОС: Союзное государство с Россией, стратегическое партнерство с Китаем, сотрудничество с Казахстаном, Таджикистаном и Узбекистаном на полях СНГ, четыре из шести государств ШОС являются наряду с Беларусью членами ОДКБ. Многолетнее плодотворное сотрудничество на двустороннем треке, опыт взаимодействия в рамках международных организаций и объединений в торгово-экономической области, а также по вопросам безопасности - все это предопределяет успешность такого взаимодействия.
Хотел бы подчеркнуть, что Беларусь выступает за налаживание партнерских связей для решения основных вызовов современности, а также за сотрудничество в торгово-экономической области. Уважение политических взглядов наших партнеров, сохранение суверенитета, невмешательство во внутреннюю политику и приверженность нормам международного права - это основные составляющие внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности нашего государства. В связи с этим предположение, что мы будем "дружить с кем-то против кого-то" не отвечает ни менталитету, ни настроениям белорусов, ни принципам развития нашей страны и ее внешней политики. Наоборот, Беларусь стремится к поддержанию диалога, даже в самых сложных ситуациях, выступая в качестве связующего звена, "цементирующего" фактора в регионе.
Наша внешняя политика изначально формировалась на основе многовекторности и в этом же духе будет развиваться и в дальнейшем. Этот путь был выбран нами осознано и является отличительной чертой нашего государства. Мы готовы к диалогу, взаимовыгодному и конструктивному сотрудничеству в самых различных сферах со всеми зарубежными партнерами без исключения.
Беседовали Лариса Ключникова и Юрий Шамшур