БРЮССЕЛЬ, 13 июля. /Корр. ТАСС Денис Дубровин/. Нынешний саммит зоны евро, который продолжается с мучительными перерывами уже более 15 часов, стал самой продолжительной встречей европейских лидеров с июня 2005 года, когда в Евросоюзе началось десятилетие кризисов. Тот саммит затянулся на фоне шока от провала проекта конституции ЕС на референдумах в Нидерландах и Франции.
Спикером кризисного саммита 10-летней давности был все тот же Жан-Клод Юнкер, который возглавляет Еврокомиссию, а тогда был главой правительства председательствовавшего в ЕС Люксембурга. Цикл полугодовых ротационных председательств в Совете ЕС также замкнулся на Люксембурге, который с 1 июля и по 31 декабря текущего года впервые за 10 лет вновь руководит Советом Евросоюза.
В 2005 году провал евроконституции стал тяжелейшим шоком и полной неожиданностью для лидеров Евросоюза, которые тогда видели себя на пике успеха европейского интеграционного проекта после вступления в организацию годом раньше (весной 2004 года) сразу 10 государств Восточной Европы. Однако ирония заключается в том, что именно это скачкообразное расширение стало причиной, по которой многие европейцы утратили четкое понимание о смысле и структуре европейского проекта, а также своем месте в нем. Именно это и стало главной причиной голосования против евроконституции, которая готовилась как новый этап европейской интеграции.
Это событие положило начало десятилетию кризисов в Европе. Институциональный кризис парализовал развитие системы управления ЕС на четыре года - до принятия Лиссабонского договора в 2009 году. В результате вся система принятия решений в Евросоюзе начала давать серьезные сбои. И это неудивительно, ведь она была рассчитана на структуру из 12-15 стран, однако к 2009 году ЕС расширился уже до 27 членов (в настоящий момент - 28). Лиссабонский договор позволил ввести целый ряд предусматривавшихся еще конституцией ЕС нововведений - пост постоянного председателя Европейского совета (президента ЕС), главы внешнеполитической службы, а также создал саму эту службу. Кроме того было изменена система принятия решений в министерских Советах ЕС. Однако все эти нововведения пришли слишком поздно.
Годом раньше - осенью 2008 года начался мировой финансовый кризис, на который институты ЕС пытались реагировать, но все их действия принимались с серьезным запаздыванием. Согласование общих антикризисных мер требовало слишком продолжительного времени, что вынудило страны сообщества самостоятельно давать своим банкам государственные гарантии, чтобы защитить банковскую систему от коллапса.
Увы, этот подход привел лишь к переносу бремени невозвратных кредитов из банковского сектора в государственные бюджеты и в 2010 году начался кризис суверенной задолженности, когда на грани банкротства оказались Греция, Кипр, Испания, Португалия, Ирландия, и вплотную к этой черте подошла Италия.
Остальные страны при помощи колоссальных программ кредитования со стороны стран еврозоны и МВФ, суммарным объемом свыше 400 млрд евро, смогли преодолеть кризис, но Греция, судьбу которой ЕС вновь обсуждает вот уже последние полгода снова стала фактором риска для всей зоны евро.
Таким образом, если рассматривать продолжительность саммита, как показатель серьезности кризиса, то Евросоюз находится в самой сложной ситуации как минимум за десятилетие.
Впрочем, учитывая, что за всю историю европейского интеграционного проекта ни одной из его стран не грозил выход из структур сообщества, можно сказать, что греческий кризис стал беспрецедентным по своей глубине в истории всего европейского проекта.
Встреча Еврогруппы и саммит Еврозоны по Греции. Хроника событий