2 августа, 18:06
Статья

Через голод и войну: как Россия и Мексика выстраивали дипломатические отношения

Дипломатические отношения между СССР и Мексикой были установлены 100 лет назад — 4 августа 1924 года. С тех пор они не раз претерпевали существенные изменения, то приостанавливаясь, то возобновляясь. Сегодня Мексика — один из наиболее важных торговых партнеров России в Латинской Америке, между странами сложились стабильные благожелательные отношения. Как Москва и Мехико строили свою непростую дружбу — в материале ТАСС
Здание посольства РФ в Мексике. Иван Валюк/ ТАСС
Здание посольства РФ в Мексике

Дружба через гуманитарную помощь

За почти полтора столетия отношения России и Мексики преодолели большой и крайне непростой путь. Торговые, культурные и научные связи были налажены между царской Россией и странами Латинской Америки еще в последней четверти XIX века. К началу XX столетия Россия официально признала большинство республик региона, а с некоторыми даже удалось сформировать дипломатические отношения. В их числе была и Мексика: официальные связи между странами были установлены 11 декабря 1890 года.

Ситуация сильно изменилась после прихода к власти большевиков: латиноамериканские страны начали сводить к минимуму дипломатические отношения с Советской Россией, и в 1918 году сотрудники дипмиссий и консульств как Мексики, так и ряда других государств региона покинули Петроград и вернулись на родину. В самой Мексике при этом крайне аккуратно относятся к формулировкам, используемым для описания этого периода двусторонних отношений. Власти страны утверждают, что после Октябрьской революции 1917 года речь шла не о разрыве, а лишь о приостановке отношений.

"Заявлений о разрыве не делалось ни одной из сторон. Формально, конечно, такого термина, как приостановка отношений, нет, но мексиканцы настаивают, что они отношений не разрывали", — объяснил ТАСС главный редактор журнала "Латинская Америка", профессор Санкт-Петербургского государственного университета Виктор Хейфец.

Сама эта приостановка длилась недолго: на восстановление отношений у государств ушло порядка семи лет. Прологом к этому стала предоставленная правительством президента Мексики Альваро Обрегона помощь голодающим Поволжья. С просьбой о ней к мексиканскому лидеру обратился представитель Русского Красного Креста в США врач Давид Дубровский. Тогда и был запущен процесс приобретения зерна и найма корабля для перевозки груза, которым руководил лично Обрегон. Эта процедура нашла отражение примерно в 120 документах в виде телеграмм, официальных писем, соглашений и меморандумов, охватывающих период с 5 апреля 1922 года по 8 октября 1923 года.

Эти контакты оказались значимым фактором для сближения двух стран: Обрегон увидел в этой ситуации возможность под гуманитарным прикрытием начать путь навстречу Советской России, которая представляла собой многообещающий рынок для мексиканских товаров, а в Москве убедились, что с правительством постреволюционной Мексики можно выстраивать отношения.

В итоге Мексика стала первым латиноамериканским государством, установившим с СССР дипломатические отношения, — это произошло 4 августа 1924 года. С тех пор благодаря советским дипломатам с Мексикой начали налаживаться межгосударственные торговые, культурные и научные связи.

Большой вклад в это внес первый полпред СССР в Мексике Станислав Пестковский. Благодаря его содействию в Мексике побывал, в частности, поэт Владимир Маяковский. Его впечатления о стране нашли отражение в стихотворении "Мексика".

"Как ни коси́те
склоненные головы дней, —
корявые камни
Мехико-сити
прошедшее вышепчут мне".

Мексику также посетили балерина Анна Павлова, режиссер Сергей Эйзенштейн, ученый Николай Вавилов. В СССР, в свою очередь, приезжали мексиканские художники Диего Ривера и Давид Сикейрос.

Значимым событием стало и важнейшее мировое открытие, которое сделал российский ученый-этнограф Юрий Кнорозов, — он смог расшифровать древние системы письма индейцев майя.

Новая приостановка

Период добрых отношений с Мексикой у молодого советского государства не продлился долго. В 1930-е годы СССР во многом утратил позиции в Латинской Америке. В 1930 году отношения с Мексикой вновь оказались прерваны. Причиной стали обвинения в адрес Советского Союза во вмешательстве в мексиканские внутренние дела.

В 1920-е годы политическая ситуация внутри Мексики оставалась непростой на фоне идеологического противостояния капитализма и социализма, в стране росло забастовочное движение, на которое власти отвечали довольно жестоко. Мексиканские власти обвинили СССР в том, что он стоял за действиями Коммунистического интернационала, который активно протестовал против преследования левых политических сил в Мексике.

Впрочем, полного прекращения контактов между двумя государствами не произошло. В 1930–1931 годах в латиноамериканской стране над фильмом "Да здравствует Мексика!" работал Сергей Эйзенштейн, в тот же период в научных командировках там был академик Николай Вавилов.

Во второй половине 1930-х годов Мексика уже была готова к восстановлению дипломатических отношений, но в тот момент состояться этому было не суждено: она предоставила политическое убежище Льву Троцкому.

"Советские дипломаты потребовали, чтобы Троцкому отказали в убежище, но президент Ласаро Карденас отказал, объяснив это тем, что для Мексики предоставление кому-либо убежища — это принципиальный вопрос. Позиция состояла в том, что Мексика — самостоятельное государство, и, даже если это будет стоить ей отношений, она на это не пойдет", — объяснил Виктор Хейфец.

Следующая оттепель в отношениях наступила на фоне всеобщей трагедии — Второй мировой войны.

Отношения в военный период

Воздействие на внешнюю политику правящих кругов Латинской Америки оказали широкие антифашистские настроения в регионе и солидарность с СССР. Мексиканское правительство 24 июня 1941 года официально осудило агрессию гитлеровской Германии против Советского Союза. Почти год спустя — 22 мая 1942 года — латиноамериканское государство объявило войну Германии.

Именно то, что Мексика и СССР стали участниками антигитлеровской коалиции, и способствовало восстановлению отношений между ними в ноябре 1942 года. Послом в Мехико в 1943 году был направлен один из лучших советских дипломатов того времени Константин Уманский. На его плечи легла миссия установления деловых и дружеских отношений с ведущими политическими и общественными деятелями страны практически с нуля. Оценивая его пребывание в Мексике, мексиканская столичная газета "Эксельсиор" несколько лет спустя писала: "С Уманским открылась новая эра в местной дипломатической деятельности. Многие иностранные дипломаты прошли через Мексику, но те из них, которые были здесь в то время, должны признать, что они жили в дипломатическом мире эры Уманского".

После войны отношения двух государств были нестабильны: в период холодной войны они ухудшились из-за больших симпатий Мексики к США.

"Но уже в 1950–1960-е годы страны вновь начали сближаться, потому что Мексика заняла особую, более независимую позицию. СССР, со своей стороны, избегал обострения. Советские власти прекрасно знали, что перед Олимпиадой 1968 года была расстреляна массовая студенческая демонстрация с сотнями погибших, посольство давало подробные отчеты об этом. Тем не менее СССР не пошел на обострение контактов с мексиканскими властями, политически этот момент был исключен из двусторонних отношений", — обратил внимание Виктор Хейфец.

Россия — Мексика сегодня

После прекращения существования СССР Мексика признала Россию его правопреемницей. Стороны подтвердили приверженность своим обязательствам в рамках ранее заключенных соглашений и договоров и в 1997 году подписали базовый политический документ — Декларацию о принципах отношений и сотрудничества между Россией и Мексикой.

За последние десятилетия между государствами сложилась практика регулярных политических контактов на различных уровнях. В 2004 году президент России Владимир Путин впервые посетил Мексику, а годом позже мексиканский лидер Висенте Фокс совершил ответный визит в Россию.

Сегодня Мексика остается одним из важнейших торговых партнеров России в Латинской Америке. Так, в 2021 году, несмотря на пандемию коронавируса, объем товарооборота между Россией и Мексикой достиг рекордных значений — $4,8 млрд.

Важным фактором, говорящим о стабильности отношений, стал отказ Мексики присоединиться к санкциям против России после начала специальной военной операции на Украине в 2022 году. Как отмечал посол РФ в латиноамериканской стране Виктор Коронелли, это говорит о независимости политического курса страны, что позволяет "продолжать успешное сотрудничество во всех областях во благо наших стран и народов".

Причем от санкций Мехико отказывается, несмотря на несогласие с проводимой Россией политикой по украинскому вопросу. Глава МИД Мексики Марсело Эбрард 24 февраля 2022 года осудил присутствие российских военных на Украине, потребовал уважать территориальную целостность страны и немедленно прекратить огонь. Но никаких ограничений для РФ за этим не последовало. Более того, президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор на фоне нарастающей напряженности выражал несогласие с блокировкой ряда российских СМИ за рубежом.

"Мексика сохраняет принцип невмешательства в дела других государств и не оказывала давления на российскую внешнюю политику", — сказал ТАСС директор Института Латинской Америки РАН Дмитрий Розенталь.

С позиции Мехико, санкции должны вводиться только по линии ООН, иначе они являются односторонними и незаконными. "Зачем им рушить свою экономику, сокращая свои отношения. Мексиканцы прагматично настроены в этом плане. Обе страны научились отделять политические разногласия от экономических отношений и, наоборот, использовать совпадение точек зрения, чтобы эти отношения сохранять и развивать", — сказал Виктор Хейфец.

На сегодняшний день отношения между странами развиваются в благожелательном и конструктивном ключе, отмечает Дмитрий Розенталь.

"Думаю, и с приходом нового главы государства Клаудии Шейнбаум Мексика сохранит достаточно благожелательное отношение к России. В перспективе какие-то корректировки, конечно, возможны, но на сегодняшний день не прослеживается вероятность того, что политика Мексики в отношении России будет как-либо изменена", — констатировал эксперт.

Лидия Мисник