Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию
17 мая, 09:00
Статья

Что еще за F-55: эксперты спорят о жизнеспособности идеи Трампа создать двухмоторный F-35

Мировое экспертное сообщество потерялось в догадках, чем может стать анонсированный президентом США Дональдом Трампом новый истребитель F-55, который страна, по его словам, разрабатывает. Сам американский лидер высказал довольно противоречивые мысли о его природе: с одной стороны, это абсолютно новая платформа, с другой — усовершенствование существующего F-35. Что думают по этому поводу специалисты, разбирался ТАСС
F-35. Urbanandsport via Reuters Connect
F-35
© Urbanandsport via Reuters Connect

Сразу две новые программы — по разработке и модернизации истребителей пятого поколения, получившие, по его словам, названия F-55 и F-22 Super, — Трамп упомянул во время своего недавнего визита в Катар. Об этом он заявил 15 мая 2025 года на встрече с высокопоставленными представителями крупных американских фирм, в том числе Boeing и General Electric Aerospace, в Дохе.

"Мы собираемся создать F-55, и, я думаю, если мы добьемся нормальной себестоимости — а мы должны ее добиться, — он будет двухдвигательным и [представлять собой] суперапгрейд F-35. И затем мы поработаем над F-22, — передало слова Трампа агентство Reuters. — Я считаю, что самый красивый истребитель в мире — это F-22. Но мы создадим F-22 Super, и это будет самая современная версия истребителя F-22".

F-22. IMAGO/ MediaPunch via Reuters Connect
F-22
© IMAGO/ MediaPunch via Reuters Connect

Он также особо отметил роль перспективного истребителя шестого поколения F-47, который создается по программе NGAD (Next-Generation Air Dominance) и который в будущем должен прийти на смену F-22 Raptor. Американский лидер напомнил, что F-47 будет работать в связке с беспилотниками боевого сопровождения. По его словам, такими же возможностями будет обладать и F-55.

"Мы создадим крупнейшую и новейшую линейку недорогих дронов для F-55 и F-35, но в большей степени для F-55, а также для F-47. У F-47 колоссальные возможности, его будут сопровождать сотни дронов. Это прекрасное оружие", — сказал Трамп.

С просьбой рассказать об F-47 он также обратился к главе Boeing Келли Ортбергу, чья компания реализует контракт на доработку и строительство первых опытных экземпляров истребителя. Американский лидер пошутил, что ему "очень нравится название "F-47", намекнув на то, что является 47-м президентом США. Ортберг отметил, что Boeing "планирует уже в ближайшем будущем запустить производство".

Ложка меда

Что именно глава Белого дома имел в виду под F-55, доподлинно неизвестно. В особенности если учесть, что разные издания по-разному передают слова Трампа об F-55 и F-35 и о том, как они соотносятся друг с другом.

К примеру, портал The War Zone (TWZ) передал приведенную выше цитату хозяина Белого дома следующим образом: "Мы работаем над улучшением, простым улучшением [F-35], но мы также делаем F-55. Я назову его F-55, и это будет существенная модернизация". В цитате издания Трамп не говорит, что это модернизация именно F-35.

"Но он также будет с двумя двигателями, потому что у F-35 один двигатель, а я не люблю однодвигательные [самолеты]", — продолжил Трамп в варианте текста TWZ, как бы противопоставляя F-55 и F-35. Однако позже в тот же день, согласно корреспонденту ТАСС, выступая перед военными на авиабазе Аль-Удейд, американский лидер уточнил, что это, вероятно, может быть модернизированная двухдвигательная версия F-35.

Читайте такжеЛебедь, Щука и FCAS: страны ЕС недовольны взаимодействием по ключевым оборонным программам

Джеймс Тайклет, генеральный директор корпорации Lockheed Martin, производящей F-35 и проигравшей тендер по F-47, ранее заявлял, что компания ищет способы внедрения технологий шестого поколения, которые она создавала в рамках NGAD, в будущие модификации F-35 и F-22. По его словам, таким образом удастся создать самолеты, практически аналогичные F-47, но за гораздо меньшие деньги.

Кроме того, в планах Пентагона периодически появлялось, а затем исчезало оснащение F-35 новейшим адаптивным двигателем, который создавался по программе AETP (Adaptive Engine Transition Program) в том числе для NGAD. В конце концов американский Конгресс все же одобрил выделение средств на эту инициативу, и разработка прототипов агрегата продолжилась.

По мнению некоторых экспертов, все это свидетельствует в пользу того, что глубокая модернизация F-35 и F-22 действительно грядет. Обрывочность и непоследовательность заявлений на этот счет, полагают они, лишь подчеркивает конфиденциальность этих программ и то, что они являются частью более масштабного, доселе не обнародованного плана Белого дома.

Более того, подчеркнули в TWZ, есть несколько "убедительных аргументов" в пользу создания двухдвигательных F-35A для Военно-воздушных и F-35C для Военно-морских сил (ВМС) США. Последние получили бы таким образом ряд дополнительных преимуществ, поскольку двухмоторные палубные истребители более безопасны и способны нести больше полезной нагрузки.

В качестве реального примера жизнеспособности такой концепции издание привело китайский двухдвигательный палубный истребитель J-35, который, несмотря на количество силовых агрегатов, весьма часто называют аналогом или даже клоном американского F-35. В настоящее время китайский самолет проходит серию испытательных полетов с борта авианосца "Фуцзянь".

В TWZ считают, что разработка двухдвигательного варианта F-35C могла бы стать более дешевым способом заменить устаревшие флотские истребители F/A-18E/F Super Hornet, чем программа истребителя шестого поколения F/A-XX.

Бочка дегтя

Тем не менее специалист в области авиакосмической техники консалтингового агентства Agency Partners Ник Каннингэм в комментарии Рейтер указал, что вариант создания двухдвигательного F-35 из однодвигательного маловероятен и что под F-55 Трамп мог иметь в виду программу F/A-XX.

Читайте такжеИстребление истребителей: как Украина теряет свои самолеты

Насчет перспектив последней, как сообщило агентство за день до этого, сейчас идут напряженные дискуссии между командованием ВМС, Конгрессом и президентской администрацией Соединенных Штатов. Есть предположения, что контракт по ней, стоимость которого может составить сотни миллиардов долларов, не будет заключен в ближайшие три года. По другой же версии, инициативу и вовсе могут закрыть.

Как отметил Каннингэм, упоминание Трампа о том, что F-55 будет двухдвигательным, говорит о том, что общего с одномоторным F-35 у него будет крайне немного. Кроме того, сказал эксперт, F-35 и без того сейчас претерпевает довольно дорогостоящую и сопровождающуюся чередой задержек модернизацию до стандарта Block 4, которая, скорее всего, будет длиться еще не один год.

Скептически Каннингэм отнесся и к глубокой модернизации F-22. В настоящее время эти истребители уже не выпускаются, поэтому привести их к современному технологическому стандарту, не говоря уже об усовершенствовании до шестого поколения, будет довольно затратным делом.

Портал Aviacionline также в своей публикации указал, что оснащение F-35 вторым двигателем на практике будет подразумевать проектирование абсолютно нового самолета с нуля. Это вдвое увеличит расходы на закупаемые истребители и сроки их производства, что противоречит политике самой же администрации Трампа, преследующей цель оптимизировать закупки для национальных Вооруженных сил.

В TWZ заметили, что если двухдвигательный F-35A аэродромного и F-35C палубного базирования еще и представляются теоретически возможными, то спроектировать двухмоторный вариант F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой — задача нереалистичная.

С этой точкой зрения согласны и эксперты, опрошенные порталом Breaking Defense. Более того, издание даже намекнуло на то, что ремарки Трампа насчет дальнейшего пути модернизации F-35 свидетельствуют о том, что президент не вполне понимает, в чем суть проблемы.

В частности, необходимость оснащения F-35 двумя двигателями он мотивировал тем, что ему "не нравятся однодвигательные" самолеты. "Если вдруг <…> [один] двигатель выйдет из строя, хорошо бы было иметь их два, три или четыре, — заявил американский лидер. — Вот почему мне нравится 747 (четырехдвигательный пассажирский Boeing 747 — прим. ТАСС)".

Также Трамп выразил свой скепсис относительно технологий малозаметности, стремиться к достижению превосходства в которых, по его мнению, — пустая трата времени, поскольку другие страны быстро и с легкостью их копируют. "Из соображений малозаметности вы проектируете уродливый самолет, и шесть месяцев спустя они (конкуренты — прим. ТАСС) поймут, в чем секрет, и ваш самолет будет уже никому не нужен", — сказал он.

Читайте такжеПоследний из могикан и летающие "китайцы": чем разочаровывают самолеты США 6-го поколения

Говоря о неосуществимости замысла Трампа относительно оснащения F-35 вторым двигателем, эксперт из консалтинговой фирмы AeroDynamic Advisory Ричард Абдулафия заявил в беседе с Breaking Defense: "У меня есть очаровательная племянница, которая может для него (Трампа — прим. ТАСС) нарисовать своей рукой чудесные, озорные рисунки [такого самолета]. Это будет иметь практически такую же ценность. <…> Это нереально. Это называется "подними ветровое стекло и вставь туда новый самолет".

Эксперт также обратил внимание на то, что перепроектирование F-35 для того, чтобы сделать из него двухдвигательный истребитель, фактически поставит его в одну массогабаритную категорию с F-47. По мнению старшего аналитика Teal Group Джей-Джея Гертлера, идея создания F-55 из F-35 имеет смысл лишь в том случае, если Вашингтон запустит вторую очередь программы NGAD, суть которой будет заключаться в разработке самолета совершенно новой конструкции, но с теми же функциями, что и F-47.

Что же касается объявленной модернизации F-22, то эти слова президента США, как подчеркнули в Aviacionline, лишь отражают текущие мероприятия по усовершенствованию этой авиационной платформы. Издание напомнило, что в январе текущего года Lockheed Martin получила контракт стоимостью $270 млн на оснащение этих самолетов комплексами с распределенной сетью инфракрасных датчиков TacIRST, которые будут служить для пассивного обнаружения угроз и не будут излучать радиоволн, повышая тем самым малозаметность истребителей.

Кроме того, с 2020 года в США действует программа ARES (Advanced Raptor Enhancement and Sustainment), направленная на модернизацию и продление срока службы F-22. Предполагалось, что в ее рамках самолеты получат новую авионику, в том числе потенциально бортовую радиолокационную станцию APG-81 от F-35 и улучшенный процессор для синтеза данных.

Таким образом, резюмировали в Aviacionline, идеи обновления Raptor озвучивались и до этого. Однако ни одна из них так и не была в достаточной степени реализована. Слова Трампа, по предположению портала, могут означать, что в этом деле появились некие сдвиги. Хотя нет никаких свидетельств тому, что есть соответствующее финансирование, определены сроки работ и технологический стандарт, к которому в итоге будут приведены F-22.

Всеобщая прострация

Запросы Breaking Defense в адрес Пентагона прокомментировать ситуацию вокруг всего сказанного Трампом военное ведомство перенаправило в Белый дом. Там, в свою очередь — как и в компаниях RTX и General Electric, занятых в производстве двигателей для F-35, — комментариев к моменту публикации материала не предоставили.

На запрос портала ответили в Lockheed Martin, однако из него следовало, что в корпорации также не вполне понимают, о чем шла речь. "Мы благодарим президента Трампа за его поддержку относительно F-35 и F-22 и продолжим тесно работать с [вашингтонской] администрацией, чтобы осознать то, каково ее видение [концепции] завоевания превосходства в воздухе", — сказали в компании.

Константин Алыш 

© Информационное агентство ТАСС
Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
Отдельные публикации могут содержать информацию,
не предназначенную для пользователей до 16 лет.

На информационном ресурсе применяются
рекомендательные технологии.
Об агентствеПресс-центрКарьераРекламные продуктыПравила цитированияКонтактная информация