ГОНКОНГ /СЯНГАН/, 5 ноября. /Корр. ТАСС Александр Зюзин/. Предстоящая в субботу в Сингапуре историческая встреча между лидерами КНР и Тайваня никак не связана с предвыборной кампанией правящей на острове партии Гоминьдан, а нацелена исключительно "на дальнейшую нормализацию отношений между берегами Тайваньского пролива". Об этом заявил 5 ноября на пресс-конференции в Тайбэе глава администрации острова Ма Инцзю.
Он сообщил, что в ходе беседы не будет подниматься проблема территориальных споров в Южно-Китайском море.
"Повестка встречи не включает проблему Южно-Китайского моря", - приводят слова Ма Инцзю местные СМИ. Однако он добавил, что планирует обсудить с Си Цзиньпином проблемы острова на международной арене.
"Тайвань на протяжении долгого времени сталкивался с большим количеством трудностей при участии в международных мероприятиях", - рассказал он, отметив, что это особенно касается участия в неправительственных организациях. "Мы можем обсудить это во время встречи, надеюсь, что получится прийти с другой стороной к такому соглашению, которое позволит Тайваню получить большее международное пространство", - резюмировал глава администрации острова.
Он также подтвердил, что в Сингапуре не предполагается совместных итоговых заявлений или подписания каких-либо документов.
Отвечая на вопросы журналистов, Ма Инцзю разъяснил, что США не имеют никакого отношения к организации этой встречи. Однако Тайбэй "заранее уведомил о таких планах американскую сторону и получил положительные отклики" от Вашингтона.
Вместе с тем глава администрации Тайваня выразил надежду на то, что это - первый важный шаг на пути к тому, чтобы подобные встречи стали "регулярным явлением" и продолжали содействовать улучшению отношений между берегами Тайваньского пролива.
Историческая встреча
Председатель КНР Си Цзиньпин и глава администрации Тайваня Ма Инцзю проведут в субботу, 7 ноября, в Сингапуре встречу, которая станет первой с момента образования Китайской Народной Республики в 1949 году. По сообщению тайваньских СМИ, встреча пройдет в сингапурском отеле "Шангри-ла" и продлится около 20 минут. В ходе общения собеседники будут использовать по отношению друг к другу обращение "господин". Си Цзиньпин и Ма Инцзю обсудят вопросы, представляющие интерес для обеих сторон, однако подписание каких-либо документов не предполагается. По итогам они проведут раздельные пресс-конференции, после чего поужинают вместе.
Тайвань управляется собственной администрацией с 1949 года, когда туда бежали остатки сил Гоминьдана, потерпевшего поражение в гражданской войне с китайскими коммунистами. КНР по-прежнему считает "отколовшийся" остров одной из своих провинций и добивается воссоединения с ним. Потепление связей произошло после прихода к власти в 2008 году администрации во главе с Ма Инцзю. Он инициировал программу экономического сближения с материком при сохранении политического статус-кво. В Пекине опасаются, что этот процесс может быть "спущен на тормозах", если Гоминьдан не удержится у власти.
Между тем, ведущая оппозиционная Демократическая прогрессивная партия (ДПП) выразила серьезную озабоченность по поводу первых прямых контактов, которые состоятся между лидерами КНР и Тайваня, причем, всего лишь за два с небольшим месяца до выборов нового главы администрации острова. Безусловным фаворитом на них считается Цай Инвэнь - представитель ДПП, которая выступает за более осторожный подход в выстраивании отношений с Пекином.
Территориальный спор КНР
КНР на протяжении десятилетий ведет спор со странами региона вокруг территориальной принадлежности целого ряда островов в Южно-Китайском море, на шельфе которых были обнаружены значительные запасы углеводородов. Речь идет, прежде всего, об архипелаге Сиша (Парасельские острова), островах Наньша (Спратли) и Хуанъянь. В этот спор в той или иной степени также вовлечены Вьетнам, Бруней, Малайзия и Филиппины. С конца 2013 года Китай проводит масштабные гидротехнические и строительные работы по расширению и освоению подконтрольных ему территорий, что вызывает настороженность и критику со стороны ряда стран тихоокеанского региона. На отдельных искусственных островах Китай уже построил взлетно-посадочные полосы, маяки и другие объекты.