ВАШИНГТОН, 24 ноября. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Соединенные Штаты не заинтересованы в формировании какой-либо новой международной коалиции по борьбе с группировкой "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) в Сирии и Ираке. Вашингтон вместе с тем предлагает Москве присоединиться к уже сформированной США коалиции на условиях американской стороны. Об этом сообщил в понедельник на регулярном брифинге в Белом доме Джош Эрнест.
Во вторник Обаме предстоит встреча с президентом Франции Франсуа Олландом, который призывает объединить усилия всех стран, включая Россию и США, в противостоянии общей террористической угрозе. Этой теме была посвящена большая часть брифинга.
"Доказательства тому - нулевые"
На вопрос о том, не наблюдается ли сейчас "эрозии" американской коалиции и готовности отдельных стран выступить против ИГ вместе с Россией, Эрнест ответил резко отрицательно. "Доказательства тому - нулевые", - сказал он.
Пресс-секретарь подробно рассказал о совещании стран-партнеров по коалиции на уровне послов, созванном ранее в тот же день в Вашингтоне вице-президентом США Джозефом Байденом. По его словам, присутствовали послы и старшие дипломаты 59 из 65 стран. Речь шла о том, как этим странам "увеличить свой вклад в наши усилия", - заявил Эрнест.
Он уточнил, что на сегодня "почти две дюжины" стран вносят "военный вклад", а еще полтора десятка участвуют в подготовке сил Ирака и Сирии. Еще 25 стран при координирующей роли Германии и ОАЭ "занимаются стабилизацией в районах, освобожденных от ИГИЛ ("Исламское государство Ирака и Леванта" - прежнее название ИГ - прим. ТАСС)", - сказал Эрнест. В частности, в Ираке отдельно обучаются местные полицейские, это направление курирует Италия.
Наконец, США учитывают еще и партнеров, которые препятствуют притоку новобранцев в ИГ и "арестовывают людей, стремящихся выехать в Ирак и Сирию", чтобы примкнуть к рядам ИГ, сказал представитель Белого дома. Это, по его словам, делается в 34 странах.
"Нет причин соперничать"
От настойчивых вопросов о том, готов ли Вашингтон усиливать собственный вклад в борьбу с ИГ, признает ли он свою ответственность за то, что эта борьба не всегда идет так успешно, как хотелось бы, и готов ли корректировать свою стратегию, пресс-секретарь уклонялся. Он просто утверждал, что американцы и без того "играют лидирующую роль" в коалиции - как в военном, так и в финансовом отношении.
Что касается России, Эрнест в основном повторял известные тезисы американской пропаганды, в том числе о том, будто россияне не столько сражаются в Сирии с ИГ, сколько поддерживают режим Башара Асада в Дамаске. "Если Россия готова изменить стратегию и сфокусироваться на ИГИЛ,... то мы бы приветствовали их в составе своей коалиции", - заявил он.
Репортеры напоминали, что после Вашингтона Олланд собирается в Москву, и интересовались возможностью каких-то дружественных жестов в отношении России. В ответ Эрнест, в частности, заявил, что "не может себе представить" смягчения санкций, введенных против России из-за украинского кризиса, в привязке к событиям в Сирии.
На вопрос о том, не опасается ли Белый дом, что Кремль его "переиграет" в диалоге с Елисейским дворцом, Эрнест ответил: "От России потребовались бы внушительные обязательства, чтобы сравняться с нашими усилиями". Но если Москва готова "вложить такие же ресурсы, как и США, чтобы совместно с международным сообществом разгромить ИГИЛ, мы бы приветствовали такой вклад", - сказал он и добавил: "Здесь нет никаких причин соперничать. Мы были бы рады добавить их вклад в общий список".
"Наращивать усилия в областях, где есть признаки прогресса"
Тем не менее общий тон вопросов на брифинге был критическим по отношению к Белому дому, так что Эрнест в основном оборонялся, пусть и в агрессивном ключе. Его просили, например, прокомментировать мнение авторитетных людей, работавших с Обамой, - бывших министров обороны Роберта Гейтса и Леона Панетты, а также сенатора Дайэнн Файнстайн - о том, что для победы над ИГ администрация США делает недостаточно. В ответ пресс-секретарь заявил, что не говорил об этом с президентом страны.
На вопрос о том, можно ли ожидать изменения стратегии США. последовал ответ, что Белый дом готов "наращивать усилия в областях, где есть признаки прогресса". "Мы будем испытывать еще большую уверенность в своей стратегии по мере того, как наши партнеры по коалиции станут мобилизовать дополнительные ресурсы", - заявил также Эрнест.
Ему напомнили, что Обама на ГА ООН признавал в ливийском контексте опасность вакуума власти, и спросили, есть ли у США конкретные планы на "послеасадовский" период в Сирии. Ответ целиком сводился к тому, что конфликт в Сирии "не имеет военного решения", но при этом Асад "утратил легитимность" в глазах "подавляющего большинства" своего народа. Конечно, в том виде, как его представляет себе Вашингтон.