В ТАСС завершился круглый стол "Минские договоренности. Итоги-2015", в рамках которого представлен доклад Центра политической конъюнктуры, посвященный возможным сценариям развития ситуации на востоке Украины.
Участники мероприятия договорились о создании постоянной дискуссионной площадки в ТАСС для обсуждения всех аспектов урегулирования конфликта на востоке Украины.
По их мнению, сложность реализации минских соглашений требует пристального внимания и глубокого осмысления ситуации в Донбассе. С этой целью решено сделать систематическим обмен мнениями экспертов, политологов и представителей сторон конфликта.
На встрече участники круглого стола обсудили доклад Центра политической конъюнктуры, посвященный возможным сценариям развития ситуации на востоке Украины.
В круглом столе приняли участие полномочные представители ДНР и ЛНР в контактной группе по урегулированию ситуации на востоке Украины Денис Пушилин и Владислав Дейнего, руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев, главный редактор журнала "Русский репортер" Виталий Лейбин, директор Агентства стратегических коммуникаций Олег Бондаренко, политолог Алена Алексеева (ДНР) и руководитель Центра социологических исследований "Особый статус" Александр Проценко (ЛНР).
Следующую дискуссию предполагается провести в конце января-начале февраля.
Ситуация остается напряженной
Центр политической конъюнктуры в то же время указывает на изменение состояния международных отношений, в том числе и появление новых линий напряжения между участниками минских переговоров.
"От того, насколько эти условия, риски и возможности будут приняты во внимание сторонами и от того, как будет складываться новая конфигурация позиций участников минских переговоров после одностороннего изменения основного закона Украины, могут существенно измениться временные рамки дальнейшего процесса урегулирования, вплоть до его замораживания на длительный период", - говорится в докладе.
Среди достижений в работе подгрупп контактной группы за время их деятельности с 6 мая 2015 года обозначены определение 12 приоритетных участков для разминирования, освобождение более 80 незаконно задержанных лиц, улучшение условий для предоставления гуманитарной помощи, разработка проектов по восстановлению инфраструктуры.
Отмечается также, что по всем политическим пунктам комплекса мер произошло серьезное ухудшение ситуации.
"Большая часть работы оценивается как "не начатая или не доведенная до конца". В первую очередь речь идет о политических вопросах (статус отдельных районов, поправки в конституцию, законодательство о выборах и т.д.), проблеме восстановления социально-экономических связей и амнистии", - говорится в документе.
Контактной группе необходим регламент
В настоящее время, по мнению авторов доклада, стороны конфликта демонстрируют недостаточную готовность выполнять комплекс мер без дополнительных условий, которые "контактная группа согласовать не в состоянии".
Среди ключевых проблем деятельности контактной группы и ее подгрупп эксперты выделили организацию работы и непаритетное представительство в них сторон конфликта.
"Стороны так и не пришли к единому мнению о регламенте работы группы. Между тем, решение о принятии обязывающего регламента носит не процедурный и протокольный, а политический характер. До той поры, пока не будет действовать регламент, предписывающий сторонам обязательства по выполнению согласованных решений, добиться сколько-нибудь серьезных изменений в процессе политического урегулирования невозможно", - указывает Центр политической конъюнктуры.
По итогам года очевидно, что республикам необходимо предоставить возможность полноценного участия в работе контактной группы, указывают авторы доклада. "До этого времени ожидать сколько-нибудь заметных позитивных изменений вряд ли стоит. Однако, несмотря на эти сложности, контактная группа и рабочие подгруппы остаются единственно возможным механизмом для согласования позиций. Расширение их состава за счет новых участников, о чем нередко заявляет украинская сторона, не принесет позитивного эффекта и скорее усложнит существующую процедуру согласования позиций и так, по общему признанию, несовершенную", - подытоживают эксперты.
Донбасс сохраняет намерение о реинтеграции в состав Украины в соответствии с "Минском-2"
Республики Донбасса сохраняют намерение о реинтеграции в состав Украины в соответствии с минскими соглашениями, несмотря на расхождения между обязательствами украинской стороны по комплексу мер и их выполнением в реальности.
Об этом говорится в докладе Центра политической конъюнктуры, который был представлен сегодня на круглом столе "Минские договоренности. Итоги - 2015".
Эксперты напомнили, что минские соглашения предполагали ограниченную нормативную инициативу республик, основная смысловая нагрузка по их выполнению лежала на украинской стороне.
"На протяжении всего второго этапа, начиная с февраля 2015 года, республики демонстрировали максимальную договороспособность, и даже проявляли инициативные шаги в тех случаях, когда украинская сторона намеренно затягивала выполнение соглашений. Например, именно представители республик в мае первыми предложили свою версию формулировок изменений в конституцию и закона о выборах", - указывается в докладе.
По мнению авторов документа, после односторонних шагов Киева в вопросах поправок в конституцию и отказа от назначения местных выборов в Донбассе на 25 октября, демонстративного отказа украинских властей от прямого диалога, республики явно не намерены сохранять собственные первоначальные позиции.
"Если Киев продолжит отказываться от диалога с республиками, выборы в них могут пройти как и объявлено - в феврале и апреле 2016 года. Для оформления окончательной инфраструктуры власти суверенного государственного образования республикам остается сделать один, последний шаг. И если украинская сторона даст повод, они этот шаг сделают. По крайней мере никаких изменений позиции в настоящее время не предполагается. При этом республики будут признавать значимость минских соглашений", - отметили в Центре политической конъюнктуры.
Сценарии урегулирования конфликта на Украине
Наиболее вероятный сценарий урегулирования конфликта в Донбассе может занять от трех до пяти лет, отметили специалисты Центра политической конъюнктуры.
По мнению авторов, "реалистичный сценарий" сведется к "затормаживанию процесса и переводу его в режим среднесрочного урегулирования (3-5 лет)".
Этот вариант развития событий, полагают эксперты, "наиболее вероятен", "к нему постепенно начинают склоняться все участники процесса урегулирования, поскольку данный сценарий является наименее затратной (по политическим инструментам) альтернативой".
- Оптимистичный сценарий маловероятен
"Стороны, благодаря жесткому противодействию украинской стороны, уже нарушили все необходимые сроки запуска предусмотренных законодательством процедур, а для его реализации необходимы максимально возможные шаги сторон навстречу друг другу. Если к середине лета 2016 года (времени окончания очередной сессии Верховной Рады) и удастся принять все необходимые согласованные постоянные изменения в законодательство, полностью завершить процесс урегулирования возможно только при наиболее благоприятном стечении обстоятельств. Но даже в случае беспрецедентного внешнего давления на Киев (что представляется невероятным) с целью ускорения процесса, украинская сторона не сможет завершить реинтеграцию Донбасса в указанный срок", - считают авторы доклада.
- Пессимистичный сценарий - замораживание конфликта
"Замораживание конфликта в таком объеме и в такой форме объективно мало кому из участников выгодно в полной мере. Однако, в условиях жесткой блокировки принятия ряда необходимых решений, этот сценарий вполне может реализоваться", - считают эксперты.
"Уже неоднократно отмечалось, что в соответствии с логикой нынешнего противостояния происходит своеобразная приднестровизация конфликта. Стороны будут стремиться и дальше максимально расходиться в строительстве собственных политических институтов и в конце концов им если и придется сесть за стол переговоров, то уже по модели наиболее мягкой реинтеграции, которые также имеют мало шансов на успех", - говорится в докладе.
- Катастрофический сценарий
Правда, в этом сценарии, "несмотря на регулярные резкие заявления руководства Украины и республик Донбасса, реально никто не заинтересован. У сторон конфликта нет достаточных ресурсов для кардинального изменения военной ситуации в свою пользу", считают эксперты.
- Прогнозы на 2016 год
"Для более короткого временного промежутка не просматриваются объективные условия для качественных изменений и тем более для окончания процесса урегулирования (передачи украинскому правительству контроля за границей). Даже на уровне Контактной группы и рабочих подгрупп динамика процесса неутешительная. То же касается завершения предусмотренных процедур по внесению изменений в украинской законодательство.
Для более длительного периода прогнозирования, выходящего за пределы 2016 года, возникает и усиливается значение определенного количества непредсказуемых новых факторов (например, позиция новой администрации США, педалирование темы во время выборов президента Франции и т.д.)".
"Однако при всех этих сценариях вполне возможно (в различной динамике) сохранение действующего формата минского переговорного процесса", - считают авторы доклада.
Россия занимает по Донбассу наиболее принципиальную позицию среди всех участников процесса урегулирования конфликта и заинтересованных сторон - она выступает за строгое, буквальное выполнение минского Комплекса мер. Об этом говорится в докладе Центра политической конъюнктуры, который был представлен сегодня на круглом столе "минские договоренности. Итоги - 2015" в ТАСС.
Позиция России
Стратегия России основана на необходимости коллективного давления на Украину с целью выполнения всех пунктов комплекса мер и считает возможным реинтеграцию Донбасса в состав Украины исключительно при условии выполнения последней всех взятых на себя обязательств, отмечается в докладе.
Только так, подчеркивается в документе, могут быть обеспечены гарантии выполнения минских соглашений, и Киев не сможет воспользоваться возможностью при первом же удобном случае отменить обещанные отдельным районам Донецкой и Луганской областей полномочия.
Данную позицию Москвы, напоминают авторы документа, неоднократно озвучивал президент РФ Владимир Путин, что лишний раз свидетельствует о неготовности поступаться принципами. Так, например, на пресс-конференции 17 декабря, он отметил специфику неисполнения Киевом минских договоренностей, еще раз подчеркнув необходимость внесения изменений в Конституцию (в части постоянного действия закона об Особом статусе) на постоянной основе и согласования этих изменений с представителями Донбасса, а также готовности "уговаривать людей на юго-востоке страны". То, что Россия намерена руководствоваться этими принципами Путин подтвердил и 20 декабря. "Мы исходим только из одного - что не можем отдать на съедение националистам тех людей, которые проживают юго-востоке Украины", - приводятся в докладе слова президента, который далее уточняет, что речь идет о всем русскоязычном населении Донбасса, "которое ориентируется на Россию".
Европа опасается войны, остальное - второстепенно
Стратегия европейской стороны, отмечается в документе, заключается в давлении на Москву с целью заставить ее, в свою очередь, надавить на (провозглашенные) республики (Донбасса), а давление на украинскую сторону признается вредным из-за "слабости власти" президента Петра Порошенко.
"В комплексе мер для ЕС и ОБСЕ на самом деле принципиально важны лишь пункты, касающиеся прекращения огня и вопросов гуманитарного характера, т. е. те, которые не позволяют возобновиться боевым действиям и гарантируют отсутствие гибели мирного населения. Все остальные пункты комплекса мер для ЕС и ОБСЕ являются второстепенными", - утверждают авторы доклада.
Более того, по их убеждению, "для ЕС выполнение минского Комплекса мер на самом деле означает лишь публичное признание Украиной и Россией этого факта, выполнение по существу для ЕС - необязательно".
Что касается политических пунктов урегулирования, то ЕС и ОБСЕ занимают позицию, близкую к украинской стороне (например, в вопросах трактовки возможности изменений украинского законодательства) и вряд ли ее изменят.
"Очевидно, что у европейской дипломатии накопилась определенная усталость от процесса согласования позиций и она готовится к "заморозке" конфликта", - отмечается в документе.
США: на словах "за", на деле - поддержка конфликта
Стратегия США состоит в том, чтобы на словах демонстрировать полную поддержку минским соглашениям, о чем неоднократно заявляли президент Барак Обама, вице-президент Джозеф Байден и госсекретарь Джон Керри. Но на деле позиция Вашингтона очевидна и не менялась: Белый дом с момента начала конфликта в Донбассе полностью поддерживает Киев и лично президента Порошенко, констатируется в докладе.
Вашингтон, не являясь участником переговорного процесса в Минске, оказывает на него серьезнейшее влияние. В свою очередь США подыгрывает украинская сторона, представители которой на разных уровнях уже неоднократно заявляли о необходимости расширения "нормандского формата" за счет американцев.
"Для американской стороны существует довольно большой разброс возможных выходов из конфликтной ситуации: от задачи максимум - обеспечения полной победы Украины и формирования во главе с ней антироссийского плацдарма на постсоветском пространстве, до задачи минимум - сохранения зоны конфликта на границах Европы и России", - отмечают авторы документа, замечая звучащие порой двусмысленные намеки Вашингтона о готовности подкорректировать свою позицию. Так, Керри недавно утверждал, что США, "безусловно, продолжат оказывать давление на Киев (по вопросу выполнения "Минска-2")". "У них (Киева) есть обязательства и они должны выполнять их", - заявил госсекретарь.
На деле никаких изменений в позиции не происходит. "Вполне вероятно, что США намерены постепенно минимизировать участие в процессе урегулирования в Донбассе до момента прихода новой администрации Белого дома", - полагаю авторы доклада.
Третий этап урегулирования украинского кризиса
Третий этап урегулирования кризиса на востоке Украины вступит в силу с января 2016 года, говорится в докладе.
Как отмечают эксперты, на начальном этапе, стартовавшем со дня подписания в Минске первого соглашения 5 сентября и Меморандума 19 сентября 2014 года, были сформированы базовые рамки договоренностей и запущен процесс выполнения нормативных условий. На этапе стабилизации (12 февраля - 31 декабря 2015 года) удалось доформировать механизмы для полноценного политического диалога и подготовки к решению конкретных вопросов урегулирования.
"Произошедшее за год изменение условий для реализации Комплекса мер и специфика переговоров явно, несмотря на сохранение Минских соглашений по существу, позволяют сделать вывод, что с января 2016 года начинается третий этап урегулирования, способный либо привести к реальному окончанию конфликта, либо к его окончательной заморозке", - подчеркивается в докладе.
Эксперты при этом указывают, что содержательные рамки третьего этапа следует определять в соответствии с Комплексом мер, "абсолютное большинство пунктов которого не только не потеряли свою актуальность, но и остаются единственно возможным условием достижения компромисса между сторонами".
Почему Киев не устраивает "Минск-2"
Комплекс мер по выполнению минских соглашений не устраивает украинскую сторону, поскольку, фактически, приведет к превращению Украины в федерацию. Именно поэтому Киев всячески имитирует выполнение "Минска-2", а по сути пытается его сорвать.
Об этом говорится в докладе Центра политической конъюнктуры, представленном на круглом столе "Минские договоренности. Итоги - 2015" в ТАСС.
"Киев считает единственно возможным для себя результатом - максимальный - капитуляцию республик Донбасса (провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, ДНР и ЛНР), оформление в последующем экономических и политических претензий к России. Любой другой подход, в том числе и прямо прописанная в Минске стратегия мягкой реинтеграции Донбасса Киевом не разделяется", - подчеркивается в докладе.
- Имитация "Минска-2" - основная стратегия Киева
Они поясняют, что "пойти на открытый саботаж соглашений или их блокировку украинская сторона не готова из-за значительных внешнеполитических издержек". Для Украины "подходящим результатом был бы срыв минских соглашений таким образом, чтобы ее невозможно было в этом обвинить", отмечается в документе.
"Украинское руководство хорошо понимает, что выполнение минских соглашений - довольно трудная и кропотливая политическая работа. К такой работе оно не готово. Поэтому одним из вероятных вариантов рассматривает срыв Минских соглашений через "подвешивание" поправок в Конституцию", - указывается в докладе.
- Поправки в конституцию как инструмент для срыва