7 января 2016, 00:05

Нападение на Charlie Hebdo: как живет Франция спустя год после атаки на редакцию

AP Photo/ John Minchillo
При нападении на редакцию еженедельника погибли 12 человек - десять сотрудников издания и двое охранявших здание полицейских, еще 11 человек получили ранения

Ровно год назад – 7 января 2015 года – террористы, связанные с группировкой "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), совершили нападение на редакцию сатирического еженедельника Charlie Hebdo. Как за год пострадала Франция от атак исламистов и какие действия французские теракты заставили предпринять мировое сообщество, - в материале ТАСС.

"Трагедия национального масштаба"

При нападении на Charlie Hebdo погибли 12 человек - десять сотрудников издания и двое охранявших здание полицейских, еще 11 человек получили ранения. Нападавшие - братья Шериф и Саид Куаши - были объявлены в общенациональный розыск, и 9 января, спустя двое суток после атаки, были обнаружены в 60 км к северу от Парижа и уничтожены в результате спецоперации.

Сатирический журнал Charlie Hebdo. Досье

После теракта возникло гражданское движение "Я - Шарли" (Je suis Charlie) в знак солидарности с убитыми журналистами и в поддержку свободы слова. Оно получило мощную поддержку не только во Франции, но и по всему миру.

На следующий день после расстрела редакции Charlie Hebdo другой террорист - Амеди Кулибали африканского происхождения совершил убийство сотрудницы полиции в городе Монруж, а позже захватил заложников в магазине кошерной продукции на востоке Парижа, убив четверых из них.

Лидеры мусульманского духовенства осудили действия исламистов. "Трагедией национального масштаба" назвал случившееся имам Соборной мечети Парижа и глава Французского совета мусульманского культа (ФСМК) Далиль Бубакёр, подчеркнув, что террористы "не имеют ничего общего с религией".

Тем не менее, теракты спровоцировали стремительный рост числа инцидентов, связанных с исламофобией. По данным ФСМК, в январе в стране было зафиксировано более 130 происшествий на почве ненависти к мусульманам. За весь 2014 год произошло 133 подобных инцидента.

По словам президента республики Франсуа Олланда, теракты "поразили Францию в самое сердце". Правительство заявило о необходимости сплотиться перед лицом новой угрозы.

Власти пообещали сделать все возможное, чтобы не допустить повторения терактов.

"Вопрос сейчас не в том, произойдет это или нет, а в том, когда это произойдет"

Однако очередное нападение с исламистским следом потрясло Францию в конце июня.

Утром 26 июня - в один день с терактами в Тунисе и Кувейте - на складе газовых баллонов американской компании Air Products в промзоне населенного пункта Сен-Кантен-Фаллавье близ Лиона прогремел взрыв - сдетонировали размещенные в одном из ангаров емкости с ацетоном. Виновником случившегося оказался террорист-одиночка Ясин Салхи, которого прибывшие на место происшествия пожарные застали открывающим  вентили газовых баллонов в соседнем ангаре. При этом он выкрикивал "Аллах акбар". Пожарные скрутили террориста и передали полиции.

Рядом с местом происшествия был обнаружен труп 54-летнего мужчины. Тело было обезглавлено, а голову жертвы убийца закрепил на ограде склада. Рядом были установлены два флага - черный и белый - с надписями на арабском языке, прославляющими имя пророка Мухаммеда.

Комментируя случившееся, премьер-министр Франции Манюэль Вальс не исключил, что подобные акты террора в будущем, по всей вероятности, будут повторяться. "Вопрос сейчас не в том, произойдет это или нет, а в том, когда это произойдет, - признал премьер. - Обществу будет очень трудно в течение многих лет жить в условиях угрозы терактов".

По словам главы МВД Франции Бернара Казнева, "террористическая угроза изменилась по своей природе". "Мы больше не имеем дело с террористическими группировками, боевики которых приезжали из-за рубежа и уезжали обратно, - пояснил он. - Теперь уже многие европейцы приобщаются к терроризму через интернет".

В августе очередная атака одиночки - в одном из вагонов скоростного поезда Thalys, следовавшего из Амстердама в Париж, 26-летний марокканец Аюб аль-Каззани устроил стрельбу. Лишь по счастливой случайности - в вагоне находились американские солдаты, которые и скрутили злоумышленника, - жертв удалось избежать (двое пассажиров получили ранения).

В багаже аль-Каззани был обнаружен целый арсенал огнестрельного и холодного оружия, а также бутыль с бензином. Марокканец имел при себе 9 снаряженных магазинов к автомату (270 патронов).

"Катализатор серьезных перемен"

В ноябре Франция вновь стала мишенью террористов. 13 ноября в парижском концертном зале Bataclan неизвестные захватили заложников. Атаки также были совершены на бульваре Шарон, бульваре Вольтер, на улице Фонтен-о-Руа и на улице Алибер. В столичном пригороде Сен-Дени у стадиона Stade de France, где проходил футбольный матч между сборными Франции и Германии, прогремели взрывы.

В результате нападений террористов погибли 130 человек, еще около 350 пострадали.

Франсуа Олланд охарактеризовал эти теракты как "акт войны". Он подчеркнул, что ответственность за них лежит на группировке "Исламское государство". На территории Франции в полночь 14 ноября вступил в силу режим чрезвычайного положения. Это второй случай со времен войны в Алжире (1954-1962 гг.), когда в стране ввелась эта исключительная мера.

После парижских атак газета The Wall Street Journal написала: "Террор на улицах Парижа, продолжавшийся в течение 30 минут, по всей видимости, может стать катализатором серьезных перемен в международной политике, последствия которых, возможно, будут ощущаться в течение многих лет. За последний год Запад был сосредоточен, главным образом, на угрозе со стороны России, которая, как казалось, росла. Однако теперь, осуществив ряд хорошо слаженных атак, ИГ вновь привлекло основное внимание мирового сообщества к угрозе, которую представляет терроризм".

После атак в Париже Совет Безопасности ООН по предложению Франции единогласно одобрил резолюцию, которая призывает использовать все необходимые меры в соответствии с международным правом для борьбы с ИГ и другими террористическими организациями в Ираке и Сирии.

Вашингтон в связи с терактами в Париже начал предоставлять Франции больший, чем ранее, объем разведывательных данных о позициях боевиков ИГ в Ираке и Сирии, чтобы облегчить французам нанесение авиаударов, сообщила газета The Wall Street Journal.

"Враг для всего человечества"

Группировке ИГ должен быть дан "самый решительный отпор", отметил в беседе с корр. ТАСС президент Конференции имамов Франции Хасен Шалгуми. Он считает радикальных исламистов "врагами всего человечества".

Руководитель религиозного объединения рассказал, что во главе группы имамов побывал у здания парижского концертного зала Bataclan. "Ужасающие теракты, совершенные 13 ноября в Париже джихадистами, вызвали осуждение во всем мире, - заявил он. - Экстремизм бросил вызов всем нам и должен получить самый решительный отпор".

Шалгуми указал, что делегация французских имамов встречалась с послом России во Франции Александром Орловым и выразила "полное согласие с подходом Москвы" к урегулированию сирийского кризиса.

"Войну против радикального исламизма можно выиграть, - убежден глава Конференции имамов Франции. - Успешные действия России в Сирии показывают, что эффективность в борьбе с терроризмом зависит от решимости и последовательности тех, кто ее ведет".

Как подчеркнул Шалгуми, группировка ИГ стала сейчас "врагом для всего человечества". По его убеждению, "мир все больше будет приходить к пониманию справедливости позиции России, настаивающей на твердом и решительном отпоре террористам". "Вклад Москвы в преодоление сирийского кризиса, - констатировал он, - является сейчас, безусловно, важнейшим".