Серия терактов произошла в ночь на 15 ноября в Париже.
Атаки совершили семь террористов, шесть из которых подорвали себя при помощи поясов со взрывчаткой. Еще один был убит полицейскими.
По последним данным, в результате нападений террористов погибли 129 человек, еще около 350 пострадали.
Что зарубежные СМИ пишут о крупнейшем теракте в истории Франции - в материале ТАСС.
США
"Вряд ли французы извлекут из этого урок"
The Wall Street Journal : "Утром в субботу власти были почти уверены, что все террористы мертвы. Однако тот факт, что атаки были скоординированы, поставило разведывательные службы и сотрудников безопасности Франции перед лицом худшего сценария продолжающегося кошмара: несколько вооруженных групп передвигаются незаметно и сеют вокруг себя хаос... Париж раньше не видел такой степени сложности и координации осуществляемых "Исламским государством" (ИГ, запрещенная в РФ группировка) терактов.
Использование взрывчатых веществ и участие в атаках большого числа террористов вызвало особое беспокойство у антитеррористических служб США, предположивших, что угрозы со стороны потенциальных террористов расширяются, причем действуют они все более оперативно".
"Самый страшный за последнее время теракт в Европе требует новых антитеррористических решений... Вряд ли французы извлекут из этого урок. Война джихадистов против Франции продолжается уже многие десятилетия. Ее спецслужбы потратили годы на то, чтобы постоянно отслеживать расширяющийся список радикальных исламистов, но никто не удивится, если имена нынешних преступников есть в этом списке. Париж не отважится на превентивные задержания, в том числе за рубежом. Ведь борцы за гражданские права будут возражать. Но гражданские свободы также зависят от безопасности, которой сейчас в Париже нет. Нынешние теракты - еще одно доказательство абсолютной коллективной неспособности Запада победить ИГ в Сирии и Ираке, что позволяет джихадистской инфекции распространяться дальше - в Афганистан, Турцию, Синай, Северную Африку...Что сейчас, действительно, нужно - так это переосмыслить свои цели, чтобы уничтожать врагов за порогом своего дома".
The Wall Street Journal в статье "Теракты в Париже подталкивают к геополитическому сдвигу на Западе" пишет: "Террор на улицах Парижа, продолжавшийся в течение 30 минут, по всей видимости, может стать катализатором серьезных перемен в международной политике, последствия которых, возможно, будут ощущаться в течение многих лет. За последний год Запад был сосредоточен, главным образом, на угрозе со стороны России, которая, как казалось, росла. Однако теперь, осуществив ряд хорошо слаженных атак, ИГ вновь привлекло основное внимание мирового сообщества к угрозе, которую представляет терроризм".
При этом, РФ, по оценке газеты, "неожиданно предстала в качестве партнера, причем такого, у которого есть план, чтобы немедленно уменьшить имеющуюся угрозу". "Стратегия Москвы, заключающаяся в том, что лучшим методом борьбы против ИГ является поддержка президента Башара Асада, хотя бы временная, была неприемлемой для США, а также до сих пор и для Франции - одного из государств, подвергавших Асада наиболее резкой критике. Эта позиция вполне может измениться". "Одна из возможностей заключается в том, чтобы пойти на неудобный компромисс с Россией. По всей видимости, Москва надеется на сделку, которая будет предполагать ослабление западных санкций, введенных против нее из-за ситуации на Украине, вслед за сотрудничеством по Сирии. До сих пор официальные лица ЕС отвергали возможность наличия подобной взаимосвязи".
Великобритания
"Бедный гордый Париж снова страдает"
The Observer: "События в Париже подтверждают, что группировка ИГ "вышла на глобальный уровень"… Глобальный элемент был добавлен в локальную кампанию по захвату и удержанию территории и, в отличие от "Аль-Каиды", это оказалось довольно успешным… ИГ, как все подобные группировки, использует насилие с определенной целью. Их нападения не случайны и не неизбирательны. Они преследуют три цели: навести ужас, мобилизовать и расколоть. Распространение глубокого и иррационального страха - террора - среди населения может помочь ИГ добиться своих целей, вынудив лидеров принять решения, которые они в другой ситуации не стали бы принимать - такие, как прекратить кампанию бомбардировок в Сирии, например. Вторая цель - воодушевить существующих сторонников и привлечь новых.
Третья цель - расколоть - самая важная. В Ираке и Сирии ИГ безжалостно разжигала любые внутренние противоречия - религиозные, племенные, этнические, экономические - для того, чтобы ими можно было воспользоваться. Они знают, что разобщенное общество, в котором ненависть подстегивается общим страхом, это плодородная почва для вербовки".
"Бойня, устроенная в Париже, показала, как угроза ИГ, их фанатичная ненависть прошла путь от убийств на севере Ирака и Сирии до светского сердца Западной Европы. Она также продемонстрировала тот неприглядный факт, что постоянные воздушные удары возглавляемой США коалиции сил и нерегулярные наземные операции, преимущественно, курдских сил, не только не смогли уничтожить ИГ, но и расширили их поле боя, включив в него легкие цели в городах Европы".
The Mail on Sunday: "Для культа смерти ИГ и ее последователей пятница, 13 ноября, скорее всего, стала настоящей победой. Правда в том, что мир стал свидетелем глобальной войны, с которой мы не сталкивались ранее, и необходим срочный ответ… Долгосрочное решение не может заключаться в том, чтобы отрицать правду, чтобы продолжать не обращать внимание на тех некоторых мусульман и других людей, которые пытаются угрожать нам через свои собственные сообщества. Мы должны решать проблему шаг за шагом. Мы должны предотвращать такие действия, делая более прочной нашу систему образования. Мы обязаны регулировать частные исламские школы, в которых многие подростки выпадают из зоны контроля. А еще есть тюрьмы, в которых тысячи заключенных становятся более радикально настроенными. Но основной момент заключается в следующем: чрезвычайно важно, чтобы мы создали новое поколение говорящих на английском языке, живущих в Великобритании имамов, которые понимают не только Коран, но и британские ценности, и живут согласно им. Только таким способом мы можем противодействовать этой пагубной культуре экстремизма".
The Sun: "Бедный гордый Париж снова страдает. Монстры, которые совершили это, сказали, что Франция стала целью за то, что противостоит ИГ в Сирии. Но это война против всех нас, кто выступает за свободу, терпимость и будущее, которое не диктуется нам самым дьявольским и извращенным умом. Нам надо смотреть на вещи реально. Следующий раз Лондон или в другой крупный европейский город может стать местом, в котором убийцы захотят преподать урок. Но мы на войне и нужно быть готовыми. Мы должны дать нашим спецслужбам все средства, чтобы противостоять этому штурму… Мы должны перестать мешать правительственным планам отслеживать нашу электронную переписку. Убийцы-ваххабиты беззаботно вербуют в интернете и распространяют в нем свой яд. У служб безопасности должна быть власть, чтобы найти их".
Германия
"Главный враг терроризма - благоразумные действия"
Газета Berliner Morgenpost: "При стрельбе в Париже мог пострадать каждый из нас, по людям вслепую вели яростный огонь. Терроризм предстал в виде хаотичной жестокости. Однако это не так. Если люди с автоматами Калашникова и поясами смертников и были ослеплены, то организаторы, которые за этим стояли, имели четкий план: преступление было не концом, а лишь началом. Противники, то есть мы, должны были испугаться и отреагировать, сделав неверные выводы... Еще 14 дней назад пошла молва о том, что террористическая группировка ИГ сбила российский самолет, на борту которого находились 224 человека. Коварный замысел предполагает, что мы из-за страха за свободу начнем яростно палить вокруг нас и сами, таким образом, в конечном итоге упраздним эту свободу. Нашим главным врагом является и останется впредь наш собственный страх. Главный враг терроризма, напротив, - благоразумные действия. Сюда относится внимательность спецслужб, но не паранойя".
Швейцария
"Поле битвы часто находится внутри"
Газета Le Temps: "Террористы хотят убить не только людей, но и наш образ жизни. Они сеют хаос, чтобы убить демократию, свободу, наши ценности, то, что составляет нашу цивилизацию".
По мнению газеты, во Франции и повсюду в мире сейчас необходимо проявить единство всем, кто придерживается демократических взглядов, чтобы "противостоять монстру, который хочет нас терроризировать".
Газета Le Matin Dimanche: "Потребуются, безусловно, месяцы, чтобы понять, как могла произойти драма такого размаха и каковы ее последствия". Обращая внимание на заявление главы МВД Франции Бернара Казнева о том, что теракты были спланированы за пределами страны, а также на сообщения об обнаруженном на месте одного из терактов сирийском паспорте, издание пишет: "Было бы гораздо проще (объяснить причину терактов), если бы насилие приходило только извне". По мнению Le Matin Dimanche, "если уж вести войну, то нельзя ограничиваться бомбардировками за границей". Франция, дважды за 10 месяцев ставшая мишенью террористов, "очень сильно уязвима в том, что касается интеграции (иммигрантов) и безопасности". В современной Европе "поле битвы часто находится внутри", говорится в статье.
Бразилия
"Цель террористов - привести в скором времени планету к Третьей мировой войне"
Folha de Sao Paulo: "Парижские атаки стали началом нового этапа деятельности ИГ и поставили "шах" стратегии, применяемой Западом для борьбы с террористической группировкой. До сих пор исламисты фокусировались на совершении небольших терактов и убийств граждан западных стран (как, например, в случае с американским журналистом Джеймсом Фоули), а также истреблении небольших групп "неверных" (шиитов, христиан, курдов-езидов) на территории Ближнего Востока.
Теперь же экстремисты начали делать ставку на масштабные атаки, в стиле Аль-Каиды периода ее "расцвета", когда произошли теракты 11 сентября... В ближайшей перспективе нам стоит ожидать, что в США, Франции и Германии окрепнет тенденция, позволяющая воспринимать сирийского диктатора Башара Асада как меньшее зло и сконцентрировать все свои силы на борьбе с ИГ. В среднесрочной перспективе атаки могут разрушить шенгенское пространство, которое позволяет свободно передвигаться внутри границ Евросоюза. А беженцы станут мишенью еще более ожесточенной ксенофобии. Сирийский паспорт уже был найден рядом с телом одного из смертников, подорвавших себя возле стадиона. И бесполезно объяснять, что большинство сирийцев - такие же жертвы терроризма, как и французы".
O Globo: "Враг - фанатизм, это понятно еще с момента американской трагедии 11 сентября 2001 года. Очевидно, зловещая цель террористов - привести в скором времени планету к Третьей мировой войне, как успел заметить папа римский Франциск, путем усиления неприязни между религиями и культурами. Пятничную бойню в Париже от разрушения башен-близнецов в Нью-Йорке отделяют 14 лет. Главная новость эпохи заключается в появлении нового поколения террора. Сегодня различные группировки выясняют с помощью то одной, то другой кровавой бани, кто из них является лидером, кто станет знаменосцем нового исламского халифата, основанном на самом строгом и темном представлении о шариате - исламском законе. Они составляют радикальное абсолютное меньшинство приверженцев ислама....Места, в которых произошли теракты, кажутся такими случайными, что любые попытки объяснить выбор мишеней больше напоминают спекуляции. Если (сотрудники редакции) Charlie Hebdo воспринимались как очевидный "враг" (исламистов), то что можно сказать о молодых людях на концерте рок-группы или посетителях ресторана камбоджийской кухни? Только то, что мишенью должны были стать обычные люди, рядовые граждане, которые занимались своими повседневными делами. Это тактика запугивания (простых людей). По всей видимости, террористы думали: "Никто не может быть в безопасности. Мы не намерены убивать Олланда или уничтожать Лувр (по крайней мере, сейчас, до тех пор, пока не начнем действовать также, как с памятниками Ближнего Востока). Мы пришли за тобой. Мы хотим, чтобы ты каждый раз выходил из дома в страхе, чтобы не мог спокойно посидеть в парке, чтобы отказался от своего образа жизни и чувствовал себя голубем, оказавшемся в тире"... Убийцы расправились с теми, кто хотел развлекаться, наверное, их послание состоит в том, что счастье - это нечто неблаговидное".
Китай
"Атака может повториться где угодно"
Газета Guangming Ribao напоминает, что мусульман во Франции - около 10% населения, и их положение неблагоприятно. "Из-за религиозных причин, они очень легко поддаются распространяемой в интернете, соцсетях пропаганде террористический организаций, становясь самой неспокойной частью французского общества", - отмечает издание.
China Daily: "Китай должен усилить меры контртеррористической безопасности вслед за атаками в Париже. Высокоорганизованная террористическая атака в Париже может повториться где угодно, поэтому Китай должен сохранять высокую антитеррористическую готовность".
Газета отмечает, что некоторое число подозреваемых в терроризме элементов из Синьцзян-Уйгурского автономного района уже нелегально перебралась из Китая в близлежащие азиатские страны, такие, как Таиланд и Малайзия. Там эти элементы приобретают фальшивые паспорта для поездок в Турцию, откуда они следуют в Сирию и Ирак для присоединения к ИГ и получения военной подготовки, прежде чем вернуться в Китай для планирования и осуществления террористических вылазок
В другой статье China Daily пишет, что осуществленное в пятницу террористическое нападение в Париже "создает вызов для процесса европейской интеграции". "Есть вероятность того, что эти события приведут к пересмотру Шенгенских соглашений по пограничной политике, что окажет весьма большое влияние на европейскую интеграцию", - приводит China Daily мнение специалиста Центра по изучению развития при Госсовете КНР Дин Ифаня. Газета также предрекает существенное влияние, которое события в Париже могут оказать на туристическую активность в Европе. "Число китайских туристов во Франции, похоже, может резко сократиться и вряд ли восстановится в этом году".
Иран
"ИГ - собственное творение Запада"
Газета Kayhan: "Факт террористических атак не должен использоваться для поощрения кампании исламофобии под видом "антитеррористических" рейдов и богохульных карикатур. Он не должен использоваться для срыва межконфессионального диалога и взаимопонимания между европейскими мусульманами и христианами. Напряженность высока и еще, вероятно, будет нарастать и иметь серьезные политико-культурные отголоски.
Не следует, однако, забывать, что те, кто совершил теракты в Париже, имели и европейские паспорта... Парижская трагедия не должна служить Европе оправданием для закрытия границ и навязывания бесчеловечных ограничений в отношении беженцев, спасающихся от ближневосточных войн. Эта трагедия также не может использоваться в качестве знамени для Соединенных Штатов и их союзников, чтобы оправдать нападение на Сирию".
"Четыре года назад лидер Ирана аятолла Али Хаменеи предупредил Запад, что, в конечном итоге, он может заплатить "высокую цену" за поддержку так называемых "умеренных" террористов в Сирии. Он оказался прав... Франция совершила ужасные ошибки, приняв участие в фальшивой "войне с террором". Последний инцидент предлагает Парижу историческую возможность изменить курс. Международные игроки собрались в Вене, чтобы найти политическое решение сирийского кризиса. В качестве одной из главных жертв терроризма, Франция должна стать в числе тех, кто поднимает вопрос о важности такого процесса. Франция должна также помочь проложить путь для формирования истинного союза против всех видов терроризма и экстремизма на Ближнем Востоке и за его пределами. Французское правительство должно отдавать себе отчет: ИГ - собственное творение Запада, от которого нельзя так просто отмахнуться".