19 ЯНВ, 16:07

Политические последствия нападений в Кельне: какие партии усиливают влияние в Европе

По словам экспертов, проблема нелегальной миграции ведет к росту популярности крайне правых сил

Вечером 18 января стало известно, что первого подозреваемого - 26-летнего гражданина Алжира - арестовали по делу о нападении на женщину в Кельне в новогоднюю ночь.

В ночь на 1 января тысячи молодых людей собрались на площади близ Кельнского собора и центрального вокзала. Затем они разделились на мелкие группы и начали нападать на женщин. Согласно предварительным данным, в основном в нападениях участвовали выходцы из стран Северной Африки.

В полицию города поступило уже более 600 заявлений от пострадавших, они сообщают о домогательствах, оскорблениях, грабежах и даже изнасилованиях.

По последним данным, более 130 подобных заявлений обрабатывает полиция Гамбурга. Аналогичные случаи были зафиксированы и в других германских городах, в частности в Берлине, Билефельде, Франкфурте-на-Майне и Штутгарте.

События новогодней ночи вызвали волну протестов против мигрантов. Некоторые эксперты заявляют: кризис с беженцами ведет к росту популярности крайне правых сил.

О том, могут ли на фоне миграционного кризиса в странах Европы прийти к власти правые партии, - в материале ТАСС.

Благоприятная почва

Если беженцы не смогут жить, руководствуясь европейскими ценностями и стандартами, в Европе будет расти готовность не допустить их присутствия на европейской земле

Маркку Йокисипиля, руководитель Центра парламентских исследований при Университете Турку

Руководитель Центра парламентских исследований при Университете Турку в Финляндии Маркку Йокисипиля уверен, что текущие события определенно играют на руку радикальным движениям. Кризис с беженцами и сопутствующие ему явления создают благоприятную почву для роста антииммигрантских настроений в Европе.

"Чем больше домогательств, изнасилований и других преступлений, совершенных беженцами, тем больше люди будут склонны к поиску политических альтернатив, отстаивающих жесткую линию по разрешению этого кризиса. Между количеством просителей убежища и популярностью правых антииммигрантских партий прослеживается практически прямая взаимозависимость", - указал эксперт.

"События в Кельне и попытки похожих действий в других местах - худшее, что могло произойти в данном случае. Во-первых, естественно, что нетолерантные и популистские праворадикальные силы пытаются использовать это при создании своего агрессивного взгляда на ситуацию. Во-вторых, толерантные либеральные левые, верящие в мультикультурализм - некоторые в правильном русле как в эмпирически доказанный факт, другие - в искаженным смысле как в идеологию, которую нужно оберегать ради нее самой - пребывают в панике, не зная, стоит ли им жестче высказываться за права женщин или же сконцентрироваться на том, чтобы давать отпор растущей популистской ксенофобии", - рассуждает, в свою очередь, старший ученый Института внешней политики при МИД Финляндии Тони Аларанта.

О том, что миграционный кризис способствует укреплению правых партий, пишут и мировые СМИ.

В одной из своих статей The Washington Post указала, что примером могут служить местные выборы, прошедшие в австрийской столице Вене в ноябре. Там Социал-демократическая партия с трудом одержала победу над крайне правой Партией свободы. Глава ультраправых Хайнц-Кристиан Штрахе выступал за строительство стены вдоль границы Австрии, которая бы позволила "отгородиться" от беженцев.

Спустя несколько месяцев, 16 января, канцлер Австрии Вернер Файман заявил, что страна вводит поголовный контроль на границе. По его словам, действие Шенгенского соглашения "временно прекращается".

Однако автор статьи в The Washington Post отмечает, что результаты выборов в Вене все-таки доказывают, что голоса тех, кто поддерживает мультикультурализм и толерантность, звучат громче. 

В октябре в Польше на парламентских выборах убедительную победу одержала консервативная партия евроскептиков "Закон и справедливость" (ЗиС) Ярослава Качиньского.

По мнению экспертов, именно победа ЗиС наиболее интересна в масштабе Европы, поскольку мнение этой страны весьма авторитетно в Центральной и Восточной Европе в целом и в первую очередь в бывших странах Восточного блока, входящих сейчас в ЕС.

Отмечалось, что одна из главных тем платформы партии - противостояние планам Евросоюза по распределению квот на беженцев. Ранее польское правительство партии "Гражданская платформа" согласилось разместить в стране в течение двух лет 7 тыс. беженцев. Новая власть раскритиковала эти решения, но обещала уважать обязательства, взятые страной на себя в Брюсселе.

Качиньский предложил оказывать содействие решению миграционного кризиса в ЕС путем финансовой и гуманитарной помощи.

Накануне выборов лидер партии также заявлял, что беженцы-мусульмане переносят опасные для местного населения болезни.

Миграционный кризис укрепляет ультраправые настроения и в других частях Европы.

В Швеции на фоне событий в Кельне продолжают расти рейтинги популистской правоконсервативной партии "Шведские демократы" (ШД).

"Официальная статистика показывает, что ШД находится на третьем месте в отношении поддержки электората. Но можно с уверенностью сказать, что в действительности цифры значительно выше. Думаю, в недалеком будущем эта партия может стать крупнейшей", - отметил в беседе с корр. ТАСС писатель, автор книги "Пробка: анализ шведской миграционной политики" Ян Туллберг.

По мнению Туллберга, чтобы не играть на руку ШД, СМИ намеренно замалчивают негативные стороны приема большого количества беженцев, в том числе рост преступности.

В Нидерландах обсуждение вопроса беженцев привело и к политическому расколу в парламенте. Лидер крайне правой Партии свободы Герт Вилдерс, проводящий антимиграционную и антиевропейскую политику, заявил, что "Нидерланды превращаются в один большой центр по приему соискателей убежища".

"Руки правительства будут в крови, если из-за наплыва мусульман в стране произойдет теракт, - уверен политик. - Бездействие в данной ситуации равносильно культурному самоубийству".
Осенью в ходе своего выступления в парламенте он призвал премьер-министра Марка Рютте, чью Народную партию за свободу и демократию поддерживает только 20% населения, "не принимать поспешных решений относительно наплыва беженцев", а перенести запланированные на 2017 год выборы в парламент на более ранний срок и "дать возможность народу принять решение".

В свою очередь Рютте заметил, что Вилдерс хочет оставить страну абсолютно политически бессильной на несколько месяцев в то время, когда необходимо принимать важные решения.

В декабре аудитория голландской программы EenVandaag назвала Вилдерса политиком года. В опросе приняли участие 37 тыс. человек. Политик с антиисламской позицией и евроскептическими взглядами получил 25% голосов.

Давление на Железную фрау растет

Кельнские события до сих пор остаются одними из центральных тем в германских средствах массовой информации. Безусловно, все произошедшее оказывает давление на канцлера ФРГ Ангелу Меркель и играет на руку евроскептикам.

"Все сильнее становится давление, которое оказывают на Меркель в связи с событиями в Кельне и которое призвано повлиять на ее миграционную политику. Так будет продолжаться и дальше, особенно учитывая заключение бывшего судьи Федерального конституционного суда. Речь в нем идет о том, что все происходящее не соответствует германским правовым нормам. Кроме того, если поток беженцев возрастет еще, а он, как мне кажется, возрастет, то давление станет еще сильнее", - отметил профессор Свободного университета Берлина, политолог Оскар Нидермайер.

Еще в октябре в Дрездене антиисламисты возвели виселицы для немецкого канцлера в знак протеста против ее политики, позволяющей сотням тысяч беженцев находиться в Германии.

Приоритетный пункт назначения

30 декабря 2014 года, за 20 часов до кельнской драмы, министр социального развития Баварии Эмилия Мюллер заявила, что в 2015 году в Германии зарегистрированы 1,1 млн беженцев и мигрантов - в 5 раз больше, чем в 2014 году. Германию большинство мигрантов избрали в качестве приоритетного пункта назначения, чему способствовали как наиболее высокие стандарты социальных выплат в этой стране, так и заявления канцлера ФРГ Ангелы Меркель о готовности принять всех без исключения жертв войны в Сирии.

Согласно опросу общественного мнения, который был проведен институтом ИНСА после нападений в Кельне, за возглавляемый Ангелой Меркель блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) проголосовали бы 35% респондентов, это на 7% меньше, чем годом ранее. Социал-демократическая партия Германии довольствовалась бы голосами 21,5% избирателей, что на 3,5% меньше, чем в январе 2015 года. А вот евроскептики из "Альтернативы для Германии" (АдГ) показали бы лучший в своей истории результат - с 11,5% они впервые в истории смогли бы занять места в Бундестаге.

Несмотря на растущую популярность крайне правых партий на фоне миграционного кризиса в таких странах, как Франция и Германия, вряд ли они придут к власти, отмечает главный редактор и издатель журнала "Политика Первый" Маркус Пападопулос.

"К счастью, большинство людей в Европе, особенно во Франции, Германии и Великобритании, осознают ужасы нацистской Германии и не поддадутся заблуждению проголосовать за партии, которые выдают себя за правоцентристские, при этом на самом деле они несут те же идеи, которые привели человечество к катастрофе, результатом которой стала Вторая мировая война", - отметил он.

Мнение международных организаций

В ООН отмечают, что в нападениях на женщин виновны конкретные лица и не следует возлагать за эти действия ответственность на всех беженцев и мигрантов.

Если же в случившемся обвинять всех беженцев, то это "нанесет большой ущерб процессу предоставления убежища в Европе".

"Полагаю, очень важно сохранять ясной голову в этой ситуации", - сказал официальный представитель Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев Эдриан Эдвардс.
Он напомнил, что в 2015 году в Европу прибыло более миллиона беженцев и мигрантов. Однако сколь бы ни велико было это число, оно составляет, по его словам, лишь 0,2% от численности населения Европы и всего 0,17% от числа иностранных туристов, посетивших Старый Свет в 2014 году.

Произошедшие недавно в Кельне, Цюрихе и других городах нападения на женщин осложняют работу Международной организации по миграции (МОМ), поскольку усиливают стереотипное представление о мигрантах как о нарушителях закона и порядка.

Гендиректор МОМ Уильям Лейси Свинг выразил надежду, что жители европейских городов "очень быстро поймут", что правонарушения совершает "очень небольшая группа из огромного числа людей", которые бегут от войн и преследований в своих странах.

"Было бы наихудшим итогом, если бы люди, которые бегут от терроризма, вдруг в общественном сознании стали увязываться с терроризмом. Это было бы ужасно", - подчеркнул Уильям Лейси Свинг.

Читать на tass.ru
Теги