6 АПР, 20:11

Россия и представители Донбасса настаивают на жестком регламенте работы контактной группы

Идея вновь была озвучена по итогам заседания в Минске, где стороны в очередной раз продолжали озвучивать позиции по ключевым вопросам повестки дня, не достигая результатов и не двигаясь впере

МИНСК, 6 апреля. /ТАСС/. Россия и представители Донбасса настаивают на введении жесткого регламента работы контактной группы по урегулированию на востоке Украины. Эта идея вновь была озвучена по итогам заседания в Минске, где стороны в очередной раз продолжали озвучивать позиции по ключевым вопросам повестки дня, не достигая результатов и не двигаясь вперед.

"Этот момент носит, на первый взгляд, организационный характер, тем не менее для повышения эффективности нашей общей деятельности он имеет принципиальное значение", - заявил журналистам полпред России в группе Борис Грызлов.

Регламент работы контактной группы, по его словам, позволит фиксировать задачи, которые ставятся перед рабочими подгруппами, и фиксировать достижения сформулированных целей. "Таким образом, контактная группа сможет действовать "от достигнутого", и у нас не будет необходимости каждый раз возвращать обсуждение, фактически, к исходной точке", - подчеркнул Грызлов.

В поддержку идеи введения жесткого регламента высказались и представители Донбасса.

"Важность регламента заключается в фиксации принятых решений и невозможности в дальнейшем отступать от них. Только так возможно достичь положительной динамики переговоров", - отметила пресс-секретарь полпреда провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Виктория Талакина.

Киев твердит про безопасность

В свою очередь пресс-секретарь официального представителя Украины в контактной группе Дарья Олифер после заседания в Минске почти дословно повторила позицию Киева по минским соглашения, которую она уже неоднократно озвучивала и ранее.

"Безопасность является базовым условием минских соглашений, - написала она в Facebook. - Режим прекращения огня, отвод вооружений с линии соприкосновения, подтверждение такого отвода инспекторами СММ ОБСЕ - только после выполнения первых пунктов минских договоренностей можно говорить о полноценной работе по гуманитарным, экономическим и политическим вопросам. Без прекращения огня невозможно нормально проводить работы по разминированию".

Ссылаясь на вопросы обеспечения безопасности, украинская делегация таким образом, по сути, блокирует обсуждение всех других вопросов повестки дня, прежде всего вопроса о проведении выборов в Донбассе как ключевого пункта политического урегулирования.

"Проведение выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей возможно только после полного прекращения огня, вывода иностранных воинских подразделений, возвращения Киеву контроля за украинско- российской границей. Кроме того, такие выборы могут пройти лишь по украинскому законодательству, с участием украинских партий и украинских журналистов", - утверждает Олифер, забывая о взятых на себя Киевом обязательствах прежде провести амнистию, предоставить Донбассу особый статус и принять закон о выборах на неподконтрольных территориях.

Разминирование не проведено

На этом фоне контактная группа также вынуждена "ходить кругами". 6 апреля стороны вновь вернулись к обсуждению вопроса о разминировании. Как констатировал по итогам заседания Мартин Сайдик, эта задача до сих пор не решена. "Группа по безопасности обсудила противоминные действия по 12 участкам в Донбассе. Достигнут определенный прогресс, но многие вопросы остались нерешенными", - сказал он.

Между тем вопрос о необходимости разминировать эти территории был поставлен на заседаниях контактной группы еще в декабре 2015 года. 24 февраля стороны договорились завершить работы до конца марта. В эти же сроки, до 31 марта, была поставлена задача обеспечить ограждение районов, подлежащих разминированию, и составить их карты. Как сообщал в свое время Мартин Сайдик, общий контроль за этой работой был возложен на Совместный центр контроля и координации (СЦКК) за режимом прекращения огня.

Однако карты минных полей в Донбассе до сих пор не составлены, отметила в отчете миссия ОБСЕ. "Наличие мин и неразорвавшихся боеприпасов продолжают представлять проблему. Сроки, согласованные в Минске, истекли. В настоящее время СММ не видит каких-либо систематических усилий сторон по выполнению этих действий", - говорится в еженедельном отчете.

Выборы: бесконечная дискуссия

Сообщая об итогах работы политической подгруппы, Сайдик ограничился лаконичным замечанием о состоявшейся "детальной дискуссии по модальности выборов".

Между тем, как заметила пресс-секретарь полпреда ДНР Виктория Талакина, "политическая часть Комплекса мер давно стала камнем преткновения переговоров в Минске". И стороны по-прежнему не находят точек соприкосновения при обсуждении политической повестки.

В этой связи Борис Грызлов предложил пробуксовку в работе политической подгруппы преодолевать, в частности, путем совершенствования регламента. "Я убежден, что в рамках деятельности политической подгруппы необходимо наладить совместную практическую работу над текстом закона о местных выборах (в соответствии с пунктом 12 Комплекса мер): с фиксацией как положений, по которым достигнуто согласие всех сторон, так и "развилок" с вариантами их разрешения. Таким образом, мы сможем выйти на своего рода "дорожную карту" по разработке данного документа", - уверен он.

Отвечая на озабоченность Киева вопросами безопасности, представитель Москвы подчеркнул невозможность двигаться дальше в этой сфере без политического урегулирования. "Пора признать: достигнув нынешнего уровня, невозможно дальше постоянно пытаться улучшать ситуацию в сфере безопасности, не продвигаясь при этом по пути политического урегулирования. Это тот самый случай, когда лучшее - враг хорошего. Нельзя абсолютизировать первое в ущерб второму. Наоборот, только конкретные шаги в политическом урегулировании могут стать гарантией неухудшения обстановки на линии соприкосновения", - считает он.

При этом Грызлов подчеркнул, что политическое урегулирование должно включать в себя все компоненты, зафиксированные в минских соглашениях. "Это и изменения в конституцию, и особый статус соответствующих регионов, и амнистия, и, наконец, выборы", - сказал полпред.

Подрыв безопасности

Еще одним проблемным пунктом стала деятельность Совместного центра контроля и координации (СЦКК) за режимом прекращения огня. Так, Борис Грызлов обратил внимание на то, что ситуацию с безопасностью в Донбассе подрывает сам же Киев, который, в частности, пытается развалить СЦКК (отозвав из него своих представителей - прим. ТАСС).

"Недопустимо разрушать проверенные временем механизмы, такие как Совместный центр по контролю и координации, - сказал он журналистам. - Нельзя не заметить: когда СЦКК работал в нормальном режиме, уровень безопасности в регионе был выше. Таким образом, именно попытки развалить Центр, а также отсутствие прямого диалога между Киевом и Донбассом отражаются на ситуации наиболее серьезно. Минск остается единственным местом, где они встречаются лицом к лицу".

Полпред ДНР Денис Пушилин также поднял вопрос о недостаточном взаимодействии СЦКК со Специальной мониторинговой миссией ОБСЕ на Украине.

"На сегодня, несмотря на огромный объем проделанной работы, мы вынуждены констатировать серьезные пробелы в работе СЦКК. И причины тому - неполный состав Совместного центра, отсутствие налаженного контакта между СЦКК и ОБСЕ и наблюдательных пунктов в местах наибольшего количества нарушений режима тишины", - сказал он.

Полицейская миссия

Зато в повестке дня контактной группы с подачи Киева появился новый вопрос, который вообще отсутствует в минских соглашениях. Это вопрос о возможности введения в Донбасс некоей полицейской миссии.

Сайдик признал, что тема поднималась, но отказался давать какие-либо комментарии.

"Это вопрос безопасности, - отметил он. - Вопрос этот, конечно, обсуждался, но я должен сказать, что до сих пор секретариат и немецкое председательство в ОБСЕ не дали вместе настоящее предложение, поэтому я не могу это комментировать".

Между тем представители провозглашенных республик категорически не согласны с предложением Киева. "Прозвучавшие накануне встречи заявления украинского президента о необходимости создания вооруженной международной полиции для обеспечения безопасности выборов противоречат пунктам минских соглашений, - заявил Денис Пушилин.

"Очередное перекручивание мирных договоренностей, очередной призыв украинской власти к введению вооруженного контингента на территории ДНР и ЛНР, как и стягивание военной техники к линии соприкосновения, вряд ли говорит о стремлении к миру. Такие действия, по мнению полпреда, скорее приведут к эскалации конфликта и затруднению переговорного процесса", - считают в ДНР.

Борис Грызлов также подчеркнул, что идея Киева не соответствует ни одному базовому принципу урегулирования на востоке Украины. Он напомнил, что "работа по урегулированию ситуации на Украине строится на основе двух принципов". "Первое - неукоснительное соблюдение минских соглашений и соответствующего Комплекса мер. Второе - поиск компромисса, взаимоприемлемых для участников конфликта решений", - пояснил он.

"В случае с предложением о так называемой "международной полицейской миссии" не соблюдается ни один из базовых принципов украинского урегулирования. Так, Комплекс мер по выполнению минских соглашений не содержит даже упоминания о создании такой структуры, - напомнил Грызлов. - Кроме того, мы знаем позицию второй стороны внутриукраинского конфликта, которая видит в такого рода действиях попытку иностранной оккупации их территории. А значит, подобные призывы не только не помогут в поисках мирного решения, а, напротив, будут лишь провоцировать обострение ситуации, в чем, убежден, не заинтересованы ни Украина, ни Евросоюз, ни Россия".

В этой связи полпред РФ указал на то, что "в вопросах безопасности все стороны должны быть максимально аккуратными в выдвижении инициатив". "Здесь следует придерживаться принципа "не навреди", чтобы не разрушить то, что уже достигнуто", - призвал Грызлов.

Читать на tass.ru
Теги