16 апреля 2016, 12:20,
обновлено 16 апреля 2016, 12:44
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана

Могерини: ракетная программа Ирана не относится к ядерному соглашению

Федерика Могерини и Мохаммад Джавад Зариф. EPA/ ABEDIN TAHERKENAREH
Федерика Могерини и Мохаммад Джавад Зариф
"Мы не считаем, что вопрос о ракетной программе Ирана касается ядерного соглашения", - отметила глава европейской дипломатии

ТЕГЕРАН, 16 апреля. /Корр. ТАСС Александр Левченко/. Евросоюз считает, что ракетная программа Ирана не относится к ядерному соглашению по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) между Тегераном и "шестеркой (пять постоянных членов СБ ООН и Германия). Такую точку зрения высказала в субботу Федерика Могерини, глава европейской дипломатии, на совместном брифинге с министром иностранных дел Ирана Мохаммада Джавадом Зарифом после переговоров в Тегеране.

"Мы не считаем, что вопрос о ракетной программе Ирана касается ядерного соглашения", - отметила Могерини.

Глава МИД ИРИ Мохаммад Джавад Зариф, в свою очередь, вновь подчеркнул, что программа создания баллистических ракет в Иране не подпадает под резолюцию 2231 СБ ООН, поскольку иранские ракеты не способны нести ядерный боезаряд.

По словам Могерини, "ЕС сняла все санкции с началом реализации СВПД 16 января, связанные с ядерной программой ИРИ, но остались санкции, связанные с правами человека". "Это не новые санкции", - сказала глава европейского внешнеполитического ведомства.

11 апреля Совет министров ЕС принял решение продлить до 13 апреля 2017 года санкции в отношении Ирана, введенные в связи с, якобы, имеющимися в стране "нарушениями прав человека". Санкции продлены в отношении 82 граждан и одной государственной организации Ирана, замораживания их имущества и запрета на выдачу виз лицам и органам, ответственным за права человека в Иране. Помимо этого, Европейский союз наложил санкции на экспорт в Иран оборудования, которое может быть использовано при подавлении внутренних протестов и для контроля за коммуникациями.

Разностороннее сотрудничество

Также Могерини заявила, что Евросоюз заинтересован в разностороннем сотрудничестве с Исламской Республикой.

"ЕС и Иран перевернули страницу с началом реализации ядерной сделки и теперь Евросоюз заинтересован в разностороннем сотрудничестве с Исламской Республикой, чтобы жизнь иранцев стала лучше", - заявила Могерини.

"Мы здесь, чтобы возобновить конструктивный диалог с Исламской Республикой", - подчеркнула Могерини, добавив, что до санкций ЕС был крупнейшим торговым партнером Ирана и теперь Евросоюз намерен вернуть этот статус.

Иран и ЕС договорились о сотрудничестве области нефти и газа, отметила глава европейского внешнеполитического ведомства, в частности в расширении экспорта в Исламскую Республику современных технологий, в том числе, увеличивающих производительность добычи нефти.

Стороны также пришли к соглашению о значительном расширении научного и культурного обмена. Переговоры охватывали широкий спектр вопросов - образование, экология, проблема экстремизма и терроризма, прав человека, отметила Могерини. По ее словам, сегодня позднее будут подписаны четыре документа о сотрудничестве, включая совместное коммюнике.

Условия для восстановления межбанковских связей

Также Могерини заявила, что ЕС делает все возможное, чтобы создать условия для возобновления межбанковского сотрудничества Ирана и Евросоюза. 

"Мы не можем заставить европейские банки работать с Ираном. Но мы стараемся сделать все от нас зависящее, чтобы вновь наладить межбанковские отношения между финансовыми институтами ЕС и Исламской Республики", - сказала Могерини, отвечая на вопрос журналистов о том, почему банки Европы не торопятся устанавливать отношения с иранскими партнерами после снятия санкций.

Санкции ЕС, введенные в отношении иранской ядерной программы, были отменены в связи с началом реализации соглашения между Тегераном и "шестеркой" (пять постоянных членов СБ ООН и Германии). К системе SWIFT были подключены более 40 иранских банков. Однако до сих пор крупнейшие европейские компании, желающие установить партнерство с Исламской Республикой, испытывают затруднения, касающиеся банковской сферы.

Неспособность европейских финансовых институтов играть должную роль в расширении бизнеса с Тегераном уже вызвала критическую реакцию политиков в Европе. Так, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в начале марта упрекнул банк Barclays в создании искусственных препятствий, затрудняющих экспорт в Иран.