Два года событиям в Одессе: спекуляции на трагедии и отсутствие судебных решений

Пожар у здания областного совета профсоюзов Одессе. ИТАР-ТАСС/ Максим Войтенко, архив
Пожар у здания областного совета профсоюзов Одессе
В массовых беспорядках, произошедших на Куликовом поле 2 мая 2014 года, погибли 48 человек

КИЕВ, 2 мая. /ТАСС/. Два года назад в Одессе произошла самая большая трагедия в современной истории мирной южной столицы Украины. В массовых беспорядках, произошедших на Куликовом поле 2 мая 2014 года, погибли 48 человек.

Обстановка неспокойная

В преддверии второй годовщины трагедии ситуация в городе серьезно накалилась. Вечером 25 апреля неизвестные обстреляли из гранатомета здание одного из банков, затем произошло нападение на палаточный лагерь протестующих против мэра города Геннадия Труханова. Спустя несколько дней неизвестные из травматического оружия обстреляли пассажирский автобус Одесса - Киев.

"Обстановка в Одессе сейчас даже опаснее, чем 1 мая 2014 года, - считает член "Группы 2 мая", которая занимается независимым расследованием трагедии, Владимир Саркисян. - Мало того что некоторые политики начали спекулировать на этой теме, так еще в городе есть силы, заинтересованные в дестабилизации обстановки".

Губернатор области Михаил Саакашвили выступал с предупреждениям в адрес президента Петра Порошенко об опасности распада государства и призывал ввести в регион подразделения национальной гвардии. Реакция Порошенко не заставила долго ждать - он поручил руководителю полиции и начальнику национальной гвардии ввести в Одессу дополнительные силы для защиты общественного порядка в городе.

Патрули усилены

Для поддержания порядка в день годовщины на одесские улицы будут выведены 3 тыс. сотрудников различных силовых ведомств, в том числе 300 бойцов ультраправого батальона "Азов". Как сообщал начальник управления превентивной безопасности областного управления полиции Иван Ищенко, "всего для обеспечения безопасности 2 мая будет задействовано порядка 3 тысяч человек, в том числе 500 нацгвардейцев, 1300 сотрудников полиции области. По всему городу будут дежурить мобильные резервы, которые будут оперативно реагировать на все провокации".

Для большей убедительности советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк пообещал, что в случае возникновения беспорядков сотрудники правоохранительных органов будут стрелять по вооруженным провокаторам на поражение. Он добавил, что любые попытки дестабилизировать ситуацию будут наказаны "жестко и бескомпромиссно". Для этого уже с 30 апреля все государственные учреждения, в частности, мэрия и обладминистрация переведены под усиленную охрану. Силовики действуют в составе мобильных групп. На улицы выведена легкая бронетехника спецназа нацгвардии и группы антитеррора "Альфа".

Куликово поле перед Домом профсоюзов, где в понедельник состоится траурный митинг, и Соборная площадь будут полностью оцеплены, движение к ним в центре города - ограничено. Полиция обратилась к одесситам с просьбой не планировать на этот день поездки в центр города. Кроме того, по словам представителей полиции, на семи въездах в город для досмотра с 30 апреля до 3 мая оборудованы дополнительные пропускные посты. Наблюдать за ситуацией 2 мая в Одессу прибудет целый десант депутатов Верховной рады.

Губернатор против мэра

Мэр города Геннадий Труханов посоветовал одесситам воздержаться от участия в каких-либо акциях 2 мая. Он отмечал, что призывы приехать в Одессу звучали от разных сторон, среди них были и угрозы сжечь мэрию. Ситуацию он называл "настораживающей" и указывал на противоречия между городской и областной администрациями.

По мнению экспертов, противостояние между Саакашвили и Трухановым вышло на новый уровень. Губернатор понимает, что если 2 мая в Одессе произойдут столкновения, то это похоронит его карьеру как минимум на Украине, а у него тут далеко идущие планы. Поэтому он пытается заранее переложить ответственность на своего противника - главу МВД Арсена Авакова. Наблюдатели не исключают, что будет и попытка обвинить в дестабилизации ситуации мэра Одессы, и таким образом с ним расправиться. Более того, в Верховную раду уже внесен законопроект о досрочных выборах одесского градоначальника, так как согласно "панамским бумагам" Труханов имеет офшорные компании.

"Два человека пытаются выяснить между собой, кто из них больший одессит. Городской глава и губернатор как бюрократические единицы никогда не будут жить мирно между собой, каких бы политических взглядов они бы ни придерживались. К сожалению, это заложено в их должностных полномочиях - они пересекаются. В Одессе еще не все распродано, поэтому есть еще что делить", - считает одесский писатель Сергей Стеблиненко.

В свою очередь, экс-заместитель губернатора области Зоя Казанжи заявила, что "никаких "повторений 2 мая" в Одессе нет и быть не может". "Но эту дату будут продолжать эксплуатировать бесконечно и все. Одни, чтобы другие боялись. Вторые, чтобы денег дали. Третьи, чтобы электоральное поле прокачать. Четвертые, чтобы свои человеческие ресурсы держать в постоянном напряжении. Пятые, чтобы быть при деле и так далее. Дивиденды от 2 мая поимели уже все, кому только не лень", - считает Казанжи.

Монополия на правду

Подготовка к годовщине трагических событий в Одессе была ознаменована еще одним скандалом. Власти Украины выборочно отказались пускать в город журналистов, которые бы могли рассказать Западу неудобную правду о происходящих там событиях. Так, первым депортированным оказался польский журналист Томаш Мацейчук.

За ним последовал автор стати "Выжженная совесть" немецкий журналист Саади Исаков. В его статье фигурирует фамилия нынешнего спикера Верховной рады Андрея Парубия, который контактировал с радикальными организациями перед трагедией в Одессе. Немецкий журналист также возложил на власти Киева ответственность за смерть 48 человек 2 мая 2014 года.

Затем во въезде на Украину отказали другому гражданину ФРГ Ульриху Хайдену. В беседе с корреспондентом ТАСС он рассказал, что был вынужден переночевать в зоне вылета, а утром выдворен в Прагу. В связи с инцидентом он обратился в МИД и написал письмо в ОБСЕ. Хайден с 1992 года работает в Москве, в разные годы писал статьи для австрийской Die Presse, немецкой Sächsische Zeitung, швейцарской Wochenzeitung.

Столкновения спровоцировали радикалы

Массовые беспорядки в Одессе 2 мая 2014 года стали одним из самых трагических эпизодов внутриполитического кризиса на Украине. В тот день на Греческой площади на марше "За единство Украины" начались столкновения между сторонниками и противниками "евромайдана".

Шествие было организован приехавшими из Харькова футбольными фанатами, боевиками "Правого сектора" (организация запрещена в России) и представителями так называемой "самообороны майдана" из Киева.

Затем радикалы разгромили и подожгли палаточный городок на Куликовом поле, где шел сбор подписей за проведение референдума о федерализации и наделении русского языка статусом государственного. Активисты "антимайдана" попытались укрыться в Доме профсоюзов. Однако нападавшие подожгли здание, забросав его бутылками с зажигательной смесью, и начали вести стрельбу по окнам, не давая спастись тем, кто находился внутри. Огонь быстро распространился по всем этажам.

По официальным данным МВД Украины, погибли 48 человек (в том числе семь женщин и один ребенок), 247 - пострадали.

А тех ли судят?

Власти провели расследование и признали зачинщиками столкновений 22 человека. Половина из них была арестована, причем все они являются исключительно сторонниками "антимайдана". В то же время следствие не обнаружило доказательств спланированного поджога здания.

Суд длится почти два года и завершения пока не видно, поскольку у следствия нет доказательств вины подсудимых. Коллегия судей Малиновского районного суда Одессы 29 апреля продлила срок пребывания под стражей обвиняемому по делу 2 мая россиянину Евгению Мефедову на 30 дней - до 29 мая. Остальным четверым обвиняемым Сергею Долженкову, Максиму Сакауову, Вдадиславу Романюку и Сергею Корчинскому на 60 дней - до 28 июня текущего года. Гражданин РФ Максим Сакауов в знак протеста против неправомерного решения суда с 29 апреля объявил бессрочную голодовку.

Ранее, после того, как 8 апреля суд продлил срок ареста Евгению Мефедову на 25 дней, до 3 мая, он также объявил голодовку. Кстати, рассмотрение дела неоднократно переносилось из-за неготовности стороны обвинения предоставить доказательства по делу в отношении Мефедова.

Суды по деятельности правоохранителей и спасателей спустя два года после трагедии еще даже не начинались. Как говорит член журналистско-экспертной "Группы 2 мая" Сергей Дибров, основные обвинения к правохранителям сводятся к тому, что они допустили столкновение. Существовали планы "Волна" и "Гром" для противодействия массовым беспорядкам и разоружения людей, но ни один из них в тот день применен не был.

Остается много вопросов и к спасателям, дежурная часть которых находится в 5 минутах езды от места происшествия, а по факту ехали расчеты около часа. Следствие считает, что именно бездействие пожарных 2 мая 2014 года привело к массовой гибели людей в Доме профсоюзов. Тогдашний начальник областного ГСЧС Владимир Боделан, как и ряд его бывших подчиненных, привлечены к уголовной ответственности по статье 135 УК Украины - "Оставление в опасности". Однако в марте этого года Боделан, сразу после того как арестовали его бывшего заместителя и начальника дежурной смены, скрылся от правоохранительных органов. До этого в течение почти двух лет правоохранители Боделаном не интересовались.

Надежда на правду

Совет матерей Одессы представил в женевской штаб-квартире ООН материалы о трагедии 2 мая 2014 года - кинодокументы, фотоснимки и свидетельства очевидцев. Председатель совета Виктория Мачулко и член этой организации Елена Радзиховская, у которой во время одесской трагедии погиб сын, заявили, что необходимо провести независимое международное расследование. Только так, по их мнению, можно добиться наказания виновных.

"Как можно было ни одного из этих нелюдей за это время не задержать и не посадить. Есть ведь видеоматериалы, доказательства того, что они (радикалы) стреляли в людей, - сказала Мачулко корреспонденту ТАСС. - А они (представители радикальных группировок) чувствуют себя хозяевами в городе. И виновата в этом только власть".

Радзиховская полагает, что "если руководители Украины считают страну демократической, то пусть позволят независимым судьям из разных стран приехать, предоставят им материалы".