Власти Швеции не разрешили подъем затонувшей в 1916 году российской субмарины "Сом"

Шведские и российские морские исследователи обнаружили затонувшую подлодку летом прошлого года в Балтийском море, в более чем 2,7 км от восточного побережья Швеции
Редакция сайта ТАСС
04 мая 2016, 11:35

Подводная лодка "Сом" в плавучем доке, архив

СТОКГОЛЬМ, 4 мая. /Корр. ТАСС Ирина Дергачева/. Губернское правление Стокгольмского лэна отказало шведской компании Ocean X-team  в разрешении на подъем затонувшей в 1916 году российской субмарины "Сом". Об этом ТАСС сообщил пресс-секретарь ведомства Юнас Юханссон.

Компания подавала заявку на эксклюзивные права на спасение затонувшего объекта.

Что помешало осуществить подъем

"Для того, чтобы можно было применить закон об эксклюзивном праве, требуется, чтобы речь шла о бесхозном объекте. Закон о спасении затонувшего объекта применяется лишь в случае, когда неизвестен владелец или же он не претендует на сам объект. Компания Ocean X-team не смогла доказать, что речь идет о бесхозном объекте, поэтому ей и не было дано разрешение на подъем подлодки", - отметил Юнассон. По его словам, нынешний вердикт не означает запрета на подъем затонувшей субмарины.

"Это единственно правильное решение, принятое в этой ситуации. Посольство РФ также обратилось в ведомство с обоснованием прав РФ на эту подлодку. "Сом" принадлежал Российской империи, Россия никогда не отказывалось от прав на субмарину. Поэтому подлодка не является объектом без собственника. Мы считаем, что никаких иных юридических толкований в этом случае не могло быть", - пояснил советник посольства Роман Миронов.

Проект международной значимости

19 апреля в МИД Швеции состоялся первый раунд экспертных консультаций по поводу подводной лодки "Сом", в которых приняла участие делегация Русского географического общества (РГО), представители шведских МИД, минюста, Службы береговой охраны, а также компании Ocean X-team. В ходе дискуссии обе стороны подтвердили межгосударственный характер проекта исследования подлодки, исходя из его важной мемориальной и гуманитарной значимости для российского государства и российско-шведской истории. Участники переговоров предварительно обсудили параметры исследования объекта, включая подтверждение его идентификации, а также оценку состояния на предмет возможного подъема и дальнейших действий.

"Имея на руках решение губернского правления, можно говорить о вопросах исследования и возможного подъема. В период с 16 по 20 мая в Стокгольме пройдет второй раунд консультаций с участием представителей Миробороны и РГО. Мы ведем диалог с МИД и Службой береговой охраны. Не исключаем и участия в проекте частных фирм, если появится необходимость в их технической ресурсной базе", - подчеркнул Миронов.

С чего все началось

Шведские и российские морские исследователи из Ocean X-team и исландской iXplorer ocean research обнаружили затонувшую подлодку летом прошлого года в Балтийском море, в более чем 2,7 км от восточного побережья Швеции, между материком и Аландскими островами. Длина подлодки - 20 метров, ширина - 3 метра. Нашедшая лодку группа спасателей выразила желание осуществить ее подъем.

Подводные лодки типа "Сом" строились в 1904-1906 годах по образцу американской субмарины Fulton. Головной корабль серии был построен в США в 1901 году, а затем отправлен в Россию. В мае 1916 года "Сом", по свидетельствам очевидцев, столкнулся со шведским пароходом и затонул.