ВАШИНГТОН, 18 мая. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Консервативная общественная организация Judicial Watch в США начинает опрос действующих и бывших сотрудников Госдепартамента США по поводу использования Хиллари Клинтон личного электронного почтового сервера для служебной переписки в период работы госсекретарем. Как объявила сама организация, соответствующая договоренность достигнута на проходящем в Вашингтоне процессе по ее гражданскому иску к Госдепартаменту на основании закона о свободе информации в США. Ранее председательствующий на процессе судья Эммет Салливан дал на это свое согласие.
Кого зовут под присягу
Первым должен дать показания бывший заместитель помощника госсекретаря США Льюис Люкенс, который при Клинтон некоторое время возглавлял исполнительный секретариат Госдепартамента. Затем 27 мая настанет очередь Шерил Миллс, возглавлявшей личный аппарат помощников Клинтон.
В июне череду выступлений должны начать еще один бывший руководитель ведомственного секретариата, действующий координатор Госдепартамента по реализации ядерной сделки с Ираном, бывший посол США в Польше и Литве Стивен Малл, а также бывший технический сотрудник Госдепартамента Брайан Паглиано, который, собственно, и налаживал для Клинтон личный почтовый сервер. Последний ранее отказывался давать показания Конгрессу, чтобы не свидетельствовать против самого себя. Но ему был обещан иммунитет, так что в подобном способе самозащиты у него больше нет необходимости.
Наконец, завершить выступления свидетелей в конце июня должны ближайшая личная помощница Клинтон Хьюма Абедин и действующий заместитель госсекретаря США по вопросам административного управления Патрик Кеннеди.
Согласно объявлению истцов, с Люкенсом, Маллом и Кеннеди дача показаний согласована. Троим свидетелям - Миллс, Паглиано и Абедин - направлены повестки. Принципиально важно, что все показания должны будут даваться под присягой.
Чего добивается Judicial Watch
Представители Judicial Watch не скрывают, что хотят попытаться выявить в прошлых действиях Клинтон не просто халатность, продиктованную соображениями личного удобства, но и умысел, направленный, например, на сокрытие части переписки. По американским законам последнее может служить основанием и для уголовного преследования.
Специалисты в один голос говорят, что пока в действиях Клинтон признаков сознательного нарушения закона не просматривается. Она сама уже признала, что напрасно полагалась на незащищенный сервер, выразила по этому поводу сожаление и согласилась раскрыть всю свою служебную переписку, хотя при этом и подчеркнула, что ничего сознательно не нарушала и секретов не пересылала.
В чем политическая опасность происходящего для Клинтон
Однако Клинтон ведет борьбу за пост президента США. По общему мнению специалистов и прессы, ей причиняет серьезный политический ущерб все, что дает основание лишний раз усомниться в ее честности и искренности, поскольку сложившаяся ее репутация в этом плане оставляет желать много лучшего.
К тому же иск Judicial Watch - отнюдь не единственный. По состоянию на конец прошлого года число подобных тяжб исчислялось десятками, и Госдепартамент даже требовал собрать их воедино, чтобы не распылять усилия. Но ему ответили, что формальных оснований для этого нет.
Известно, что по меньшей мере к части переписки Клинтон имел доступ румынский хакер под псевдонимом Гуччифер. ФБР США ведет собственное расследование по подозрению в нарушении экс-госсекретарем режима секретности. В ближайшие недели сыщики ФБР предполагают опросить по этому поводу и саму Клинтон.
Скандал вокруг переписки Клинтон
Скандал вокруг электронной переписки Клинтон разразился в марте прошлого года на фоне непрекращающихся кибератак против американских госучреждений. Сведения о том, что она использовала для служебных целей личный почтовый ящик, вызвали в Вашингтоне недоумение и позволили республиканской оппозиции обвинить бывшего госсекретаря в серьезном нарушении правил внутренней безопасности.
Сама Клинтон, занимавшая пост руководителя внешнеполитического ведомства с 2009 по 2013 годы, ранее признала, что была не права, используя незащищенный сервер для служебного общения. При этом она отрицала, что сама отправляла секретную служебную информацию. Клинтон позже передала в Госдепартамент всю свою рабочую переписку (55 тыс. писем), а личную - более 30 тыс. писем - удалила, за что вновь была подвергнута жесткой критике.