25 июля 2016, 17:05

Эксперты: серьезного обострения в Кашмире не хочет никто, кроме исламистов

EPA/ FAROOQ KHAN
Отношения Индии и Пакистана в последнее время накаляются в связи с беспорядками в штате Джамму и Кашмир

МОСКВА, 25 июля. /ТАСС/. Обострение ситуации в населенном преимущественно мусульманами индийском штате Джамму и Кашмир, которое накаляет отношения между Индией и Пакистаном, скорее всего не приведет к серьезным последствиям, потому что обе страны в этом не заинтересованы. Ситуация с многолетним конфликтом вокруг Кашмира может, однако, измениться к худшему, если террористическая группировка "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) будет стараться "раздувать" этот конфликт. В таком случае это может привести к столкновению двух ядерных держав, для которых разделенный Кашмир остается главным яблоком раздора с момента их основания, считают опрошенные ТАСС эксперты.

История конфликта

Отношения Индии и Пакистана в последнее время накаляются в связи с беспорядками в штате Джамму и Кашмир. Глава МВД Индии Раджнатх Сингх обвинил Исламабад в попытке дестабилизации и поддержке терроризма в приграничном штате.

Новое обострение "старейшего конфликта в повестке дня ООН", в результате которого за последние две недели 45 человек были убиты и более трех тысяч ранены, началось после того, как индийские силы безопасности 15 июля ликвидировали трех членов группировки "Хизб-уль- Муджахидин", добивающейся отделения Кашмира от Индии.

В связи с последней эскалацией в Кашмире в Исламабаде звучат все более воинственные заявления: критики премьера Наваза Шарифа обвиняют его в недостаточной жесткости. После прихода к власти в Индии в 2014 году нового премьера Нарендры Моди между двумя лидерами установились неплохие личные отношения. С момента разделения Индии и Пакистана в 1947 году из трех индо-пакистанских войн Кашмир был причиной двух - в 1947-м и 1965-м.

Сепаратистские группировки в Кашмире ведут вооруженную борьбу за независимость от Индии с конца 1980-х годов. Индийские власти обвиняют Пакистан в снабжении боевиков оружием.

Как решить проблему

"Проблема Кашмира имеет глубокие корни, и, с моей точки зрения, она решаема только в мирной обстановке", - заявила доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Ольга Солодкова. "Чем лучше будет жить Индия, тем спокойнее будет в Кашмире. Другое дело, что исламисты исходят из того, что чем хуже, тем лучше. Как только ситуация стабилизируется, они начинают лезть изо всех щелей", - сказала она.

Кому выгодно?

По мнению Солодковой, в отличие от Индии, эта дестабилизация в определенном отношении выгодна Пакистану, потому что "на войну можно списать все, в том числе и свои экономические неудачи". "Индии это абсолютно невыгодно, потому что она успешно развивается экономически", - отметила эксперт. Индия, по ее словам, развивается гораздо быстрее, чем Пакистан, и живет лучше.

При этом Солодкова указала на другую проблему - увеличение числа мусульман в Индии. "Количество мусульман в Индии потихонечку растет. Связано это с тем, что индуисты, особенно из низших каст, переходят в ислам", - отметила она.

Но в сущности, по мнению эксперта, серьезной дестабилизации в Южной Азии не хочет никто. "Ни той, ни другой стороне это по большому счету не нужно", - сказала Солодкова.

С ней согласен директор Центра стратегических исследований "Россия-Восток-Запад", ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников. "Ни Индия, ни Пакистан, которые до сих пор являются жесткими антагонистами, не заинтересованы в том, чтобы раздувать истерию, конфликтную ситуацию вокруг Кашмира", - сказал он.

Влияние ИГ

Конфликт подогревают сторонники ИГ, уверена научный сотрудник Центра индийских исследований ИВ РАН Людмила Печищева. "Не надо забывать и того, что в Индии мусульманская община численностью 150 млн человек играет существенную роль. Поэтому радикал-исламисты легко проникают в Джамму и Кашмир", - отметила она.

"ИГ оказывает большое воздействие на местных мусульман, потому что многие живут в глухой нищете, без всяких перспектив, они готовы хвататься за все, что угодно, чтобы улучшить материальное положение", - отметила в свою очередь Солодкова. При этом она указала на активную деятельность проповедников. "Пока у них есть деньги, с ними бороться сложно", - добавила эксперт.

Пакистан поддерживает "кашмирских братьев" - те группировки, которые долгие годы борются за отделение индийского штата Джамму и Кашмира, указал Сотников. "На территории этого штата, особенно в последние годы, активны стали экстремистские группировки. Не исключено, что есть связь группировки "Хизб-уль-Муджахидин", добивающейся отделения Кашмира от Индии, с ИГ", - сказал он. При этом эксперт добавил, что "с проникновением ИГ в Южную Азию - Пакистан и Индию - случаи неповиновения индийским властям в штате участились. А индийские власти отвечают очень жестко".

К чему идет дело

Солодкова считает происходящее в штате "вполне регулярной вещью". "Серьезной эскалации там не случится", - уверена она.

"Конфликт долгоиграющий, с 1947 года напряженность периодически обостряется. И не похоже, чтобы этот конфликт был решен в течение ближайших 10-15 лет", - отметила Печищева.

При этом Сотников указал на то, что "сейчас сложились довольно неплохие личные отношения между Моди и Шарифом". "Однако Шариф не совсем свободен в своих решениях, он должен учитывать стойкое неприятие пакистанцами любых акций индийских властей по нейтрализации боевиков. Они интерпретируются пакистанской стороной как акты насилия по отношению к борцам за свободу", - сказал он.

"Не исключаю, что если к этому руку приложит - а скорее всего уже прикладывает - ИГ, если они будут раздувать это, то может возникнуть новая конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном", - отметил эксперт. По его словам, "это чревато крупномасштабным конфликтом даже с применением тактического ядерного оружия".

"Именно ИГ очень заинтересован в том, чтобы столкнуть две ядерных державы друг с другом. Поэтому на этот конфликт нужно обращать серьезное внимание. Тем более что Индия и Пакистан являются или хотят быть полноценными членами ШОС", - подчеркнул Сотников.