Съезд демократов в Филадельфии: ослики в зале и служебный кабинет в душе

Alex Wong/ Getty Images
На форум прибыли почти 50 тысяч человек, включая 4765 делегатов форума, примерно столько же гостей, армию волонтеров, полицейских, технических работников, а также около 20 тысяч журналистов

ФИЛАДЕЛЬФИЯ /штат Пенсильвания/, 27 июля. /Спец. корр. ТАСС Михаил Гусман, Дмитрий Кирсанов, Иван Лебедев/. Филадельфийскому спорткомплексу "Уэллс-Фарго-центр", где играют хоккейная команда "Флайерс" и баскетбольная "Сиксерз", не привыкать к драматическим баталиям и бескомпромиссной борьбе. Однако сейчас в его стенах кипят не спортивные, а политические страсти. Здесь проходит национальный съезд Демократической партии США, выдвинувший во вторник кандидатом на президентский пост бывшую первую леди и госсекретаря Хиллари Клинтон.

На трибунах шумно

На форум из всех 50 штатов и заморских территорий Америки прибыли почти 50 тысяч человек, включая 4765 делегатов форума, примерно столько же гостей, огромную армию волонтеров, полицейских, технических работников, а также около 20 тысяч журналистов со всего мира.

Когда заходишь внутрь "Уэллс-Фарго-центра", то кажется, что все они находятся там одновременно - в некоторых местах в узких коридорах буквально не протолкнуться, а чтобы проникнуть в зал поближе к трибуне, приходится почти что стоять в очереди.

При этом практически все места в зале заняты - делегаты следят за выступлениями, живо реагируют на них криком, свистом, топаньем, одобрительными, а иногда и недовольными возгласами и являются активными участниками этого шумного и пестрого зрелища. Особый колорит придают ему костюмы и головные уборы многих участников, в том числе шляпы, украшенные красно-сине-белыми лентами и маски симпатичных осликов - давнего символа Демократической партии.

Такие же ослики, а также голубая буква D в белом круге красуются на многочисленных плакатах, которые держат делегаты форума. У некоторых в руках картонки с именами Хиллари Клинтон или ее недавнего соперника на этапе праймериз - сенатора от штата Вермонт Берни Сандерса. Многие женщины вооружены плакатами с лозунгом "Любовь сильнее ненависти" - намек на предвыборную кампанию республиканца Дональда Трампа, которого демократы считают откровенным мизантропом.

Столетние за Клинтон

Кстати, в соответствии с политикой Демократической партии в каждой делегации должно быть равное количество мужчин и женщин. Так что прекрасная половина американского электората представлена на съезде более чем достойно.

К ней же принадлежит и самая старая участница съезда - 102-летняя Джерри Эммет. Она была назначена почетным председателем делегации ее родной Аризоны, а во вторник ей было предоставлено право объявить, что 51 делегат от этого штата проголосовал за кандидатуру Клинтон, а 34 - за Сандерса.

Эммет родилась, когда женщины в Америке не имели избирательного права. Она помнит, как ее мать впервые пошла голосовать на выборах после того, как в 1920 году была одобрена 19-я поправка к Конституции США.

Женщина плохо видит и слышит, но каждый день проходит пешком по полтора километра и по-прежнему печет пироги. По ее собственным словам, она участвует в съезде под лозунгом "Столетние за Хиллари".

Приметы времени

Партийные съезды в США уже многие десятилетия проходят примерно по одному и тому же сценарию, являя собой колоритную смесь политического шоу и ярмарочного балагана. Нынешний - не исключение.

Однако бросается в глаза, что техническое оснащение форумов меняется - в первую очередь благодаря использованию новейших компьютерных технологий. По сравнению со съездом демократов четырехлетней давности в Шарлотте (штат Северная Каролина), где тоже довелось побывать корреспондентам ТАСС, нынешний явно отличается более технически совершенной сценой с убирающейся под пол трибуной и сразу несколькими гигантскими экранами, на которых одновременно идет демонстрация различных видеороликов.

Приметы времени видны и в пресс-центре. Помимо традиционных СМИ, на съезде широко представлены все крупнейшие социальные сети, а Google TV открыл выездную студию, почти не уступающую по размерам площадкам CNN, NBC или Fox News. Правда, грандам американской тележурналистики по традиции предоставлены лучшие места непосредственно в зале заседаний.

Подавляющее большинство репортеров - и американских, и иностранных - разместились в "Павильоне для прессы" - трех гигантских палатках размером с футбольное поле, соединенных друг с другом переходами. В понедельник вечером, когда на Филадельфию обрушился ураган с грозой и ливнем, их стены и крыша надулись, как когда-то надувались паруса у четырехмачтового судна "Мошулу", стоящего на якоре в городском порту на реке Делавэр, и вся конструкция слегка зашаталась. Особо слабонервные, возможно, вспомнив историю девочки из штата Канзас, улетевшей в своем домике, начали спешно перебираться в соседний "Уэллс-Фарго-центр". К счастью, оплот мировой журналистики устоял под напором стихии, и массовой эвакуации не потребовалась.

Рядом с пресс-центром расположился целый городок из ресторанчиков на колесах - ставших популярными в Америке "фуд-траков". На выбор предлагаются блюда традиционной американской или кубинской, латиноамериканской, азиатской кухни. Солидная очередь выстраивается в обеденное время к прилавку с надписью "Интеллигентная свинья", где готовят сандвичи со свининой, поджаренной на углях.

Еще одно немаловажное новшество - передвижные туалеты, установленные для тех, кто работает в "Павильоне для прессы". Снаружи они напоминают простые вагончики-бытовки, но их внутренние помещения, пожалуй, не уступают аналогичным заведениям в филадельфийском Конвеншн-центре, где в эти дни также проводятся некоторые мероприятия, связанные со съездом.

Грязное дело

Если журналисты чувствуют себя в "Павильоне для прессы" достаточно вольготно, то внутри спорткомплекса места явно не хватает. В том числе даже для первых лиц. Выяснилось, что для президента США Барака Обамы и вице-президента Джозефа Байдена, которые 27 июля будут выступать на съезде, отвели в "Уэллс-Фарго-центре" служебные помещения едва ли не... в душе, примыкающем к раздевалкам спортсменов. В связи с этим газета Hill, освещающая работу Конгресса, напомнила, что "политика - это грязное дело".