ВАШИНГТОН, 21 января. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. В Вашингтоне наступает эпоха Дональда Трампа. Американских наблюдателей, в массе своей относящихся к нему критически, это пока больше пугает, чем обнадеживает. По свидетельству агентства Associated Press (AP), они гадают, что принесет им "непредсказуемая эра Трампа".
Прямой вызов верхушке
Действительно, новый президент США - фигура из ряда вон выходящая. Впервые в американской истории на высший государственный пост избран человек, не имеющий опыта ни государственной, ни военной службы. Он стал президентом США не благодаря помощи традиционной верхушки общества, а вопреки ее ожесточенному сопротивлению.
Многих поразил прямой вызов, брошенный Трампом в пятницу в инаугурационной речи этой самой верхушке, представители которой сидели за его спиной. "Слишком долго горстка людей в столице пожинала плоды усилий власти, тогда как народ нес тяготы, - сказал новый американский лидер. - Истеблишмент защищал себя, но не граждан страны".
Показательно, что Трамп, баллотировавшийся в президенты от Республиканской партии США, в данном случае никакого деления по партийной принадлежности не проводил. "По-моему, это была речь не республиканца и не демократа, - прокомментировал услышанное ведущий главной вечерней новостной программы телеканала CBS Скотт Пелли. - Он всыпал обеим партиям".
На самом деле выступление Трампа подтвердило то, чего он в принципе не скрывал и ранее. Он считает, что своим успехом обязан не каким-то партийным бонзам, а только самому себе и тому народному движению, которое вокруг него сформировалось. Миллиардер провозгласил, что с его приходом в Белый дом "власть возвращается народу", которому изначально и должна принадлежать. Он пообещал, что люди, чувствовавшие себя забытыми и отверженными, "больше никогда игнорироваться не будут".
Без лишнего пиетета
По сути и к самому институту президентства новый американский лидер относится без того подчеркнутого пиетета, который демонстрировали его предшественники. Как пишет AP, он, очевидно, исходит из того, что не ему надо подстраиваться под каноны и традиции американского президентства, а наоборот те должны меняться, если они его не устраивают.
Подтверждений тому достаточно. В ходе предвыборной кампании Трамп не раз говорил, что не сильно расстроится, если не завоюет Белый дом. Поселиться на Пенсильвания-авеню для него в любом случае не проблема: у него есть там собственный недавно открытый роскошный отель.
Политик также не скрывает, что до сих пор не прочитал ни одной президентской биографии. А когда его критиковали за то, что он без стеснения звонит руководителям крупных компаний и требует от них сохранять производство в Америке, - дескать, не президентское это дело, да и традиций подобных прежде не было, - он отвечал: "А по-моему, вполне президентское. А если и не президентское, то тоже ничего. Ничего страшного, потому что мне это на самом деле нравится".
С такой же невозмутимостью новый президент США отбивает нападки и по поводу своих внешнеполитических позиций, включая якобы "чрезмерные" симпатии к России. Он утверждал и утверждает, что постарается поладить с российским коллегой Владимиром Путиным, поскольку, на его взгляд, это отвечает интересам США. Но и не зацикливается на этом: предупреждает, что если задуманное не получится, то он может и развернуться.
Новая национальная гордость
Известный консервативный обозреватель Пэт Бьюкенен, сам в прошлом боровшийся за президентское кресло, в комментарии "Новый президент, новый мир", в частности, пишет: "Когда Трамп называет НАТО "устаревшей", он тем самым утверждает, что главная угроза для Запада - не возвращение Путиным Крыма, принадлежавшего России 150 лет. И что если платой за мир должен быть наш отказ от нападок на Россию и уход из российского пространства, то, может быть, нам следует заплатить".
По убеждению Бьюкенена, "экзистенциальная угроза Западу исходит теперь уже не с Востока, а с Юга", откуда на "стареющую и умирающую Европу" накатываются волны беженцев. Что касается американцев, то их тревожит "кровоточащая граница" собственной страны, "а не границы Эстонии, Южной Кореи, Кувейта или Южно-Китайского моря", - пишет автор.
"Экономический патриотизм и этнонационализм, олицетворяемые Трампом, судя по всему, находятся на подъеме повсюду", - добавляет он. Сам Трамп в своей речи в пятницу говорил, что рассчитывает на подъем "новой национальной гордости" среди соотечественников.
Назад в будущее
Интересно, что, как напоминают многие наблюдатели, избрание Трампа - это для США шаг "назад в будущее". В июне прошлого года новому президенту исполнилось 70 лет. До него старшим по возрасту на момент инаугурации был Рональд Рейган, приступивший к исполнению обязанностей незадолго до такого же юбилея.
Обама же напротив был одним из самых молодых. Надежд он в целом не оправдал, наследие его теперь демонтируется, и Трамп принимает от него, как отмечается во многих комментариях, "глубоко расколотую страну".
Возможно, еще и поэтому американцы вновь выразили доверие представителю старшего поколения. И в команду к себе Трамп набирает на ключевые посты в основном сверстников.
Стилистические различия
Помимо возрастных, есть между двумя президентами и очевидные стилистические различия. Как известно всем журналистам, освещавшим его публичные выступления, Обама все топил в словах. Свою последнюю пресс-конференцию он провел в среду, буквально за два дня до отъезда из Белого дома. А в пятницу вновь выступил перед сторонниками на авиабазе Эндрюс перед отлетом из Вашингтона и даже сам признал, что "перебарщивает с прощаниями".
Любимый эпистолярный жанр Трампа - короткие реплики в сети микроблогов Twitter. Его инаугурационная речь была почти вдвое короче, чем у Обамы, и длилась всего 16 минут. Но эффект от его выступлений - судя и по итогам выборов, и по реакции рынков, - как минимум не меньше, чем от высказываний предшественника.
А сетевое издание Daily Caller подметило еще одну интересную деталь. По его словам, "в отличие от Обамы, имевшего привычку часто упоминать о себе самом в своих выступлениях", Трамп в своей речи в пятницу "лишь трижды упомянул о себе в первом лице".
В подтверждение в публикации приводятся обе фразы, в которых новый президент США "якал". "Присяга, которую я сегодня приношу, - это присяга верности всем американцам", - сказал он в начале речи. А позже пообещал: "Я буду сражаться за вас до последнего дыхания, и я никогда вас не подведу". В последней фразе что по-английски, что по-русски второе "я" можно и опустить.
Во всех остальных случаях Трамп говорил о себе и своем народе "мы". По подсчетам Daily Caller, это слово прозвучало у него 45 раз.