31 марта 2017, 15:00,
обновлено 31 марта 2017, 16:00

"Кокус свободы": как три десятка конгрессменов управляют Вашингтоном

Председатель "Кокуса свободы" Марк Медоуз. EPA/ MICHAEL REYNOLDS
Председатель "Кокуса свободы" Марк Медоуз

Группа ультраконсервативных парламентариев блокирует начинания президента США Дональда Трампа. Глава Белого дома пообещал, что будет с ними бороться

Прошло уже два месяца с тех пор, как миллиардер Дональд Трамп занял кресло президента в Белом доме, однако ему до сих пор не удалось приблизиться к выполнению ни одного из своих предвыборных обещаний. На прошлой неделе новая администрация потерпела свое первое крупное поражение в Конгрессе: члены партии республиканцев сняли с голосования предложенный ими же проект реформы здравоохранения, отменяющий ряд положений Obamacare. Президент уверен: в этом виноват так называемый "Кокус свободы" (Freedom Caucus) — полусекретный кружок наиболее консервативных республиканцев в палате представителей, отказывающихся поддерживать инициативы Белого дома и спикера Пола Райана.

Первое правило клуба...

"Кокус свободы" был сформирован в 2015 году и, по словам одного из его членов Джима Джордана, был задуман как "более компактная, более сплоченная, более гибкая и активная" группа конгрессменов-консерваторов. Сейчас, согласно примерным подсчетам, в группу входят 32 республиканца, однако точного списка членов "Кокуса свободы" не существует — многие участники объединения не афишируют своей принадлежности к группе. Присоединиться к этой закрытой организации можно только по приглашению, а совещания ее участников проходят за закрытыми дверями. Название объединения было придумано практически произвольно — как утверждает один из членов "Кокуса", "оно было настолько банальным и во всех смыслах дурацким, что против него просто не было каких-либо аргументов". 

Председателем группы является конгрессмен из Северной Каролины Марк Медоуз, близкий по своему мировоззрению к консервативно-либертарианскому Движению чаепития. Таких же взглядов придерживаются и остальные участники "Кокуса". Группа выступает за сбалансированный бюджет и сокращение размеров правительства, а также категорически не приемлет Obamacare. Во время правления Барака Обамы "Кокус свободы" выступал в качестве одного из главных оппонентов тогдашнего спикера палаты представителей Джона Бейнера — по мнению ультраконсерваторов, он слишком откровенно шел на поводу у президента и партии демократов. В итоге спикер Бейнер предпочел подать в отставку, чтобы не ввязываться в тяжелую внутрипартийную войну.

Члены "Кокуса" составляют чуть более 15% всех республиканцев в нижней палате Конгресса. Всего же партия имеет 237 мест в палате представителей против 193 голосов у демократов. Таким образом, при голосовании "Кокус" может нивелировать преимущество, которое республиканцы имеют над демократами. В конечном счете это значит, что одобрение любого законопроекта находится в руках небольшой группы ультраконсерваторов.

Чужие среди своих

Подтверждением этого стали события 24 марта 2017 года, когда палата представителей не смогла принять Закон об американском здравоохранении (American Health Care Act, AHCA). Инициативе требовалось минимум 216 голосов для утверждения, то есть республиканцам даже не нужна была поддержка со стороны демократов. Однако против документа решительно выступали многие консерваторы и в итоге к окончанию парламентских дебатов стало очевидно, что проект в случае голосования будет отклонен.

"Кокус свободы" не заявлял, что будет бойкотировать эту инициативу, однако большинство его членов хотело полной отмены Obamacare, поэтому во многом компромиссный AHCA был ими не поддержан. По некоторым данным, команда Трампа вела переговоры с ультраконсерваторами, пытаясь переубедить их, но эти попытки не увенчались успехом. Как пишет в колонке The New York Times республиканец из умеренного крыла Адам Кинзингер, члены "Кокуса" настаивали на отмене даже тех частей Obamacare, которые Трамп и Райан обещали оставить: "Они полностью отдавали себе отчет в том, что эти требования приведут к провалу законопроекта. Голосование было обречено".

Этот бойкот подвергся резкой критике со стороны президента. На минувшей неделе Трамп в своем Twitter заявил о том, что на промежуточных выборах в Конгресс в 2018 году ему и его соратникам по Республиканской партии нужно противостоять не только демократам, но и членам "Кокуса свободы". По его словам, эта группа "нанесет ущерб всей повестке республиканцев, если они не станут частью команды и не сделают это быстро".

В одном из своих предыдущих твитов президент обратил внимание на такой казус: ультраконсерваторы из "Кокуса свободы" своими действиями фактически помогают либералам из демократической партии. Так, большинство членов кружка выступают против прерывания беременности, но именно благодаря им не прошел законопроект, урезающий финансирование Американской федерации планирования семьи (Planned Parenthood) — организации, которая предоставляет услуги по контрацепции, планированию семьи и абортам.

Впрочем, могущество "Кокуса свободы" не стоит переоценивать. Как отмечает Vox, президент, вероятно, нашел в лице ультраконсерваторов удобную мишень, тогда как реальное положение вещей заключается в том, что даже некоторые умеренные республиканцы были против AHCA и не отдали бы голоса за этот законопроект.

Отменить и заменить 

Американские журналисты открыто называли случившееся политическим поражением администрации президента Дональда Трампа. Райан со своей стороны говорил, что это "трудности роста", связанные с превращением Республиканской партии из оппозиционной в правящую. Планы в области здравоохранения изначально увязывались с намерениями проведения налоговой реформы, особенно важными для республиканцев. Райан подтвердил, что по налогам планы остаются в силе. "Да, это делает проведение налоговой реформы более сложным, но не делает его невозможным, — сказал он. — Мы будем двигаться вперед в направлении налоговой реформы".

Однако отказываться от данного перед выборами обещания — "отменить и заменить" Obamacare — умеренные республиканцы тоже не могут. Поэтому Райан и его команда в настоящее время обсуждают варианты разработки законопроекта, который был бы успешнее AHCA. Один из возможных ходов предложил руководитель аппарата сотрудников Белого дома Райнс Прибас — по его словам, республиканцам необходимо заручиться поддержкой нескольких умеренных демократов, которые проголосовали бы за новый закон в палате представителей.

В примирительном ключе о сложившейся ситуации говорят и в "Кокусе свободы". "У меня есть все основания рассчитывать, что мы проведем не только реальную налоговую реформу, но и примем другие сопутствующие меры, — сказал Марк Медоуз в интервью программе "На этой неделе с Джорджем Стефанополусом" на канале АВС. — Я также считаю, что если умеренные и консерваторы смогут объединиться, то есть хорошие шансы, что нам удастся отменить и заменить Obamacare, добиться снижения медицинских страховых взносов и увеличить охват страховками". 

Стоит отменить, что, согласно экспертным оценкам, эффект от AHCA был бы кардинально противоположным: стоимость страхования могла существенно увеличиться, и миллионы людей остались бы без страховки. Поэтому законопроект Райана и Трампа был крайне непопулярен среди американцев — его одобряло только 17% жителей США и только 41% республиканцев. 

Артур Громов