ТЕЛЬ-АВИВ, 23 мая. /Корр. ТАСС Андрей Широков/. Президент США Дональд Трамп в ходе визита в Израиль и Палестину пообещал добиться мира. Он встретился в Иерусалиме с президентом и премьером Израиля Реувеном Ривлиным и Биньямином Нетаньяху в понедельник, а во вторник - в Вифлееме на Западном берегу реки Иордан провел переговоры с палестинским лидером Махмудом Аббасом.
Глава Белого дома несколько раз выступал с заявлениями для прессы, а один раз - с пространной речью. Тем не менее, детали своего плана для мирного процесса он так и не обнародовал, при этом он не представил здесь ни одной инициативы, не объявил ни об одной сделке и не сообщил ни об одном конкретном проекте. А возможная встреча Нетаньяху и Аббаса под патронажем Трампа, о которой высказывали осторожные предположения израильские СМИ еще до визита, не то что не состоялась, о ней никто даже не упоминал.
Сделка о мире
Выступая 23 мая в Музее Израиля в Иерусалиме с речью по итогам визита, Трамп, тем не менее, заявил, что израильтяне и палестинцы способны урегулировать длящийся десятилетиями кровопролитный конфликт в регионе. "Достижение мира не будет легким, обеим сторонам придется принимать тяжелые решения, но израильтяне и палестинцы способны достичь сделки", - сказал хозяин Белого дома. "Нетаньяху хочет мира", - добавил Трамп. Палестинцы, по его словам, тоже готовы к "движению к миру".
В Вифлееме сегодня же Трамп также подтвердил приверженность достижению мирного соглашения между палестинцами и израильтянами. "Я намерен сделать все, что в моих силах, для достижения этой цели", - сказал он во время совместного выступления с палестинским лидером. "Аббас заверил меня, что готов работать ради этой цели, а Нетаньяху обещал мне то же самое", - продолжил Трамп. Он отметил, что "с нетерпением ждет возможности работать с этими лидерами (Аббасом и Нетаньяху) для достижения прочного, долгосрочного мира".
"Я действительно надеюсь, что Америка сможет помочь израильтянам и палестинцам выковать мир и принести новую надежду региону и его народу", - сказал также Трамп. "Я начну мирный процесс по всему региону Ближнего Востока, и это станет потрясающим достижением", - заверил он.
Обнадеживающие знаки
Выступая на совместной пресс-конференции с Нетаньяху по итогам переговоров в Иерусалиме в понедельник, американский лидер заметил, что в ходе своей первой зарубежной поездки в качестве президента он уже увидел "множество обнадеживающих знаков" того, что у ближневосточного региона может быть более мирное будущее. Он также указал на то, что лидеры мусульманского мира во время прошедшей на выходных конференции в Саудовской Аравии выразили ту же обеспокоенность, которую разделяют США. Она касается террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), "растущих амбиций Ирана, его возвращения к прежним достижениям, а также угрозы экстремизма". "Я рад тому, что они выразили желание сотрудничать в борьбе с терроризмом и идеологией ненависти", - резюмировал хозяин Белого дома.
"Америка приветствует усилия и поддержку любой страны, которая хочет заниматься тяжелой, но крайне необходимой работой - искоренением радикальных идеологий, ставших причиной бессмысленного кровопролития и стольких убийств здесь и по всему миру. Мы хотим работать вместе. Я верю, что новый уровень партнерства возможен и будет достигнут. Это принесет безопасность региону, Соединенным Штатам и процветание миру", - сказал Трамп.
В своей итоговой речи Трамп дал понять, что видит именно в развитии отношений арабских стран региона с Израилем ключевой путь к мирному разрешению ближневосточного конфликта. "Некоторые говорят: мы должны выбирать между поддержкой Израиля или арабских стран, но это полностью неправильно", - заявил Трамп в Музее Израиля. "Моя администрация привержена созданию коалиции партнеров, и мы добились существенного прогресса в этой поездке", - заверил он.
Нерушимый союз
Трамп неоднократно во время визита в Израиль подтверждал приверженность нерушимому союзу США и Израиля. "Америка готова помочь вам любым возможным образом", - заверил американский лидер Нетаньяху в понедельник, добавив, что "прочная дружба" между двумя странами "будет только укрепляться" по мере того, как США и Израиль продолжат сотрудничать. Среди основных общих задач Трамп выделил "процветание, победу над злом терроризма", упомянув при этом про "угрозу со стороны иранского режима". "Мы больше, чем друзья, мы прекрасные союзники", - добавил Трамп, обращаясь к Нетаньяху.
В своей итоговой речи в Музее Израиля уже сегодня Трамп пообещал всегда быть на стороне еврейского государства. "Вместе мы подтверждаем нерушимый союз между Израилем и США, обещаю вам: моя администрация всегда будет на стороне Израиля", - сказал он. При этом глава Белого дома считает, что "ни одна международная организация не должна оспаривать вклад Израиля в регион".
Нетаньяху же неоднократно благодарил Трампа за приверженность безопасности Израиля. Он сказал главе Белого дома, что Тель-Авив "высоко ценит восстановление американского лидерства на Ближнем Востоке". "Жду возможности работать с вами в тесном сотрудничестве по противодействию угрозам, с которыми мы вместе сталкиваемся в нестабильном, полном насилия ближневосточном регионе", - продолжил премьер. По словам Нетаньяху, арабские лидеры, с которыми встречался Трамп в Эр-Рияде, "могут помочь изменить атмосферу, создать условия для реалистичного мира".
"У меня нет сомнений, что, пока мы работаем вместе - вы и я, альянс между нашими странами станет еще более крепким, - продолжил Нетаньяху, обращаясь к Трампу. - Хочу, чтобы вы знали, как высоко мы ценим изменение американской политики в отношении Ирана, о котором вы заявили так однозначно".
Угроза Ирана
Перед вылетом в Европу в Музее Израиля в Иерусалиме Трамп пообещал, что США не допустят, чтобы у Ирана появилось ядерное оружие. "Мы говорим вам здесь и сейчас: у Ирана не будет ядерного оружия, - сказал американский президент. - США привержены недопущению появления у Ирана ядерного оружия и прекращению поддержки им (Тегераном) террористов и боевиков". Трамп отметил, что безопасности Израиля угрожают палестинское движение ХАМАС, ливанское "Хезболлах", а также Иран.
Еще в понедельник Нетаньяху выразил уверенность, что Израиль и США вместе смогут остановить иранскую агрессию и не допустить появления у Тегерана ядерного оружия. "Я уверен, что вместе мы сможем остановить иранский марш агрессии и террора в регионе и сорвать планы Ирана, направленные на обладание ядерным оружием", - сказал премьер после переговоров с Трампом. Он также указал, что "в Израиле ценят новые подходы США" к иранскому вопросу в сравнении с администрацией Барака Обамы. В тот же день на встрече Трамп заверил Нетаньяху, что у Ирана "никогда не будет ядерного оружия".
Аспект паломника
Трамп прибыл в Израиль в понедельник из Саудовской Аравии, которая стала первой остановкой в его дебютном международном турне в качестве президента США. Из Иерусалима во вторник он направился в Вифлеем на Западном берегу реки Иордан. В Саудовской Аравии находятся святыни ислама, в Иерусалиме - святыни иудаизма, ислама и христианства, Вифлеем по традиции считается местом рождения Иисуса Христа. Из Израиля Трамп направился в Ватикан на встречу к Папе Римскому Франциску.
Этот аспект паломничества отмечал, кстати, и Белый дом. Еще накануне визита там подчеркнули, что Трамп хотел за один раз посетить места зарождения и святыни иудаизма, христианства и ислама. Такой поездки на счету президентов США прежде не было.
Выбор Ближнего Востока для дебюта на международной арене вообще весьма необычен для американского президента. Его предшественники, как правило, наносили первые визиты соседям по Западному полушарию или ключевым союзникам США в Старом свете.
Запись в истории
Трамп, тем не менее, вошел в историю как первый действующий глава американской администрации, который посетил религиозные святыни Старого города Иерусалима - Храм Гроба Господня и Стену Плача. В пешую прогулку по Старому городу Иерусалима Трамп отправился в понедельник без сопровождения представителей как израильского, так и палестинского руководства. Это было сделано из-за того, что статус этого места не урегулирован.
"Трамп вошел в историю как первый действующий президент США, посетивший Старый город и Стену Плача", - написал в Twitter, комментируя визит президента, бывший посол США в Израиле Дан Шапиро. По его мнению, "у Трампа не было выбора, кроме как посещать Старый город без сопровождения израильских или палестинских лидеров, а только в сопровождении духовенства". Шапиро пояснил, что "любой намек на изменение американской политики в момент посещения столь деликатных объектов может привести к провалу всех чаяний по запуску мирного процесса".
Вопросы "за кадром"
Полностью вне рамок визита, судя по всему, по той же причине, оказался и столь широко обсуждавшийся ранее вопрос о переносе посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. Трамп еще во время избирательной кампании заявлял, что намерен рассмотреть вопрос о переносе дипмиссии. Закон о переносе американского посольства в Иерусалим был одобрен Конгрессом США еще в 1995 году. Однако, стремясь избежать шагов, которые могли бы еще больше обострить ситуацию на Ближнем Востоке, занимавший тогда пост президента США демократ Билл Клинтон отложил вступление закона в силу.
Такой же политики придерживался сменивший Клинтона республиканец Джордж Буш - младший в нарушение обещания, которое он дал избирателям во время борьбы за президентское кресло в 2000 году. Последний раз вето на перенос посольства продлил на полгода в конце 2016 года предшественник Трампа на президентском посту Барак Обама.
В конце мая Трамп должен будет либо продлить вето на перенос посольства еще на шесть месяцев, либо дать американскому "Закону о Иерусалиме" вступить в силу. В середине февраля после встречи в Вашингтоне с Нетаньяху Трамп заявил, что "хотел бы, чтобы это (перенос посольства) произошло". "Мы очень, очень решительно надеемся на это", - отметил Трамп. Президент также указал, что относится к этой задаче с "особой тщательностью".
Однако Трамп публично не сказал о переносе посольства ни слова, находясь в самом Иерусалиме два дня. Вообще, за время этого визита в ходе всех публичных выступлений Трамп не упоминал и некоторые другие проблемы, в частности, еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан и в Восточном Иерусалиме, границы двух государств и сам принцип "двух государств для двух народов", претензии на возвращение палестинских беженцев. Вероятно, это происходило потому, что эти положения уже традиционно относятся к так называемому окончательному статусу урегулирования палестино-израильского противостояния, и, судя по всему, до такого урегулирования остается и сейчас все так же далеко, как отмечают местные наблюдатели.